Международное агентство по атомной энергии

Вклад МАГАТЭ в научную работу

МАГАТЭ постоянно созывает научные конференции и контролирует передачу ядерных материалов. Организация разработала ряд систем оценок безопасности, например:

сбор и анализ данных об авариях, несчастных случаях и инцидентах на атомных электростанциях стран-участников МАГАТЭ;
шкала экстренных ядерных событий, обозначающая уровень важности тех или иных инцидентов;
группа экспертов эксплуатации, задача которых — улучшить условия эксплуатации ядерных объектов, передавая свой собственный опыт и знания работникам энергетического сектора;
нормы ядерной безопасности.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС эксперты МАГАТЭ предложили ряд отчётов и материалов, призванных установить причину катастрофы. Согласно этим документам, к аварии привели конструктивные дефекты энергоблока и халатность персонала.

Членство

Процесс присоединения к IAEA довольно прост. Как правило, государство удостоверяет Генерального директора в его желании присоединиться к Совету, а Директор представляет заявление на рассмотрение Совета. Если Совет рекомендует утвердить заявление о членстве и Генеральная конференция утверждает его, то государство должно затем представить документ о принятии Устава МАЕА Соединенным Штатам, которые выполняют функции правительства-депозитария Статута МАЕА. Государство считается членом, когда его письмо о принятии сдается на хранение. Затем Соединенные Штаты информируют об этом МАЕА, которая другие государства — члены МАЕА. Подписание и ратификация Договора о нераспространении ядерного оружия (НПТ) не являются предварительными условиями для членства в МАЕА.

В состав МАЕА входят 172 государства-члена. Большинство членов Организации Объединенных Наций и Святейший Престол являются государствами-членами ИАЭА. Государства, не являющиеся членами Организации Объединенных Наций, Капе Верде (2007 год), Тонга (2011 год), Гамбия (2016 год), Гинея (2020 год) и Самоа (2020 год) были утверждены в качестве государств-членов и станут ими, если они сдадут на хранение необходимые правовые документы.

Четыре государства вышли из IAEA. Северная Корея была государством-членом с 1974 по 1994 год, но вышла из него после того, как Совет губернаторов признал, что она не соблюдает свое соглашение о гарантиях безопасности и приостановил большинство технического сотрудничества. Nicaragua стал членом в 1957 году, отозвал свое членство в 1970 году, и вновь присоединился в 1977 году, Honduras присоединился в 1957 году, вышел в 1967 году, и вновь присоединился в 2003 году, в то время как Cambodia присоединился в 1958 году, вышел в 2003 году и вновь присоединился в 2009 году.

Генеральные директора МАГАТЭ

Со дня основания организации по 1961 год руководителем МАГАТЭ являлся американец Стерлинг Коул. После него на пост генерального секретаря Агентства поднимались два шведа – Сигвард Эклунд (1961-1981 годы) и Ханс Бликс (1981-1997 годы).

Пожалуй, самой заметной фигурой на посту генсека был четвертый по счету руководитель – египтянин Мохаммед эль-Барадеи, который работал с 1997 по 2009 годы. Время его работы запомнилось конфликтом с США по вопросу наличия ядерного оружия у Саддама Хусейна в Ираке. Как показала история, Агентство было право. А в 2005 году МАГАТЭ и эль-Барадеи получили Нобелевскую премию мира за деятельность по недопущению распространения использования ядерной энергии в военных целях.

Нынешним генеральным секретарем МАГАТЭ является японец Юкия Амано, избранный 1 декабря 2009 года.

Эль Барадеи и Юкия Амано на вручении Нобелевской премии мира

Региональные соглашения о сотрудничестве

В рамках МАЭА существуют четыре региональные области сотрудничества, которые обмениваются информацией и организуют консультации в своих регионах:

АФРА

Африканское региональное соглашение о сотрудничестве в области исследований, разработок и подготовки кадров, связанных с ядерной наукой и техникой (АФРА):

ARASIA

Соглашение о сотрудничестве арабских государств Азии в области исследований, разработок и подготовки кадров в области ядерной науки и техники (АРАСИА):

RCA

Региональное соглашение о сотрудничестве в области исследований, разработок и подготовки кадров в области ядерной науки и техники для Азиатско-Тихоокеанского региона (РСА):

AR <UNK>

Соглашение о сотрудничестве в области развития ядерной науки и техники в Латинской Америке и Кариббейском регионе (ДРНТ):

Рекомендации

Ссылки

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/official documents

ec.europa.eu/energy/en/topics/nuclear-energy

Новым председателем Комиссии был избран заместитель Министра энергетики Республики Беларусь М.И.Михадюк. Данное решение вступило в действие с 1 января 2015 года.

Участники: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.

1. Экспертная группа по координации выполнения Рамочной Программы в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года.

2. Методологическое обеспечение реализации проектов в рамках деятельности Комиссии

4. Гармонизация нормативной правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии государств — участников СНГ. Рабочая группа в настоящее время разрабатывает две концепции: Концепцию комплекса соглашений и других нормативных актов, устанавливающих требования к контролю поставок продукции для атомных отраслей государств-участников СНГ и Концепцию создания межгосударственного интеграционного центра по сбору, анализу информации и методическому обеспечению вопросов нормативного правового и нормативно-технического регулирования в области мирного использования атомной энергии.

5. Адаптация и внедрение в странах СНГ международных стандартов в области применения промышленных радиационных технологий и обеспечения радиационной безопасности.

6. Создание системы управления интеллектуальной собственностью в области мирного использования атомной энергии с целью формирования и эффективного использования интеллектуального капитала государств – участников СНГ.

Страны участники МАГАТЭ. Список и количество

1957 год – 56 стран: Австралия, Австрия, Албания, Аргентина, Афганистан, Беларусь, Болгария, Бразилия, Ватикан, Великобритания, Венесуэла, Венгрия, Вьетнам, Гаити, Гватемала, Германия, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Куба, Люксембург, Марокко, Мьянма, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Республика Югославия, Российская Федерация, Румыния, Сальвадор, США, Таиланд, Тунис, Турция, Украина, Франция, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эфиопия, Южно-Африканская Республика, Япония.

1958 год – 64 страны: Бельгия, Иран, Люксембург, Мексика, Судан, Филиппины, Финляндия, Эквадор

1959 год – 65 стран: Ирак

1960 год – 69 стран: Гана, Колумбия, Сенегал, Чили

1961 год  – 72 страны: Демократическая Республика Конго, Ливан, Мали

1962 год – 74 страны: Либерия, Саудовская Аравия

1963 год – 80 стран: Алжир, Боливия, Кот-д’Ивуар, Ливию, Сирию, Уругвай

1964 год – 84 страны: Габон, Камерун, Кувейт, Нигерия

1965 год – 89 стран: Кения, Кипр, Коста-Рика, Мадагаскар, Ямайка

1966 год – 91 страна: Иордания, Панама

1967 год – 94 страны: Сингапур, Сьерра-Леоне, Уганда

1968 год – 95 стран: Лихтенштейн

1969 год – 98 стран: Замбия, Малайзия, Нигер

1970 год – 99 стран: Ирландия

1972 год – 100 стран: Бангладеш

1973 год – 101 страна: Монголия

1974 год – 103 страны: КНДР, Маврикий

1976 год – 106 стран: Катар, ОАЭ, Танзания

1977 год – 107 стран: Никарагуа

1983 год – 108 стран: Намибия

1984 год – 109 стран: Китай

1986 год – 110 стран: Зимбабве

1992 год – 112 стран: Словения, Эстония

1993 год – 117 стран: Армения, Литва, Словакия, Хорватия, Чехия

1994 год – 121 страна: Бывшая Югославская Республика Македония, Йемен, Казахстан, Маршалловы острова, Узбекистан, Йемен. Из состава вышла КНДР

1995 год – 122 страны: Босния и Герцеговина

1996 год – 123 страны: Грузия

1997 год – 126 стран: Латвия, Мальта, Молдова

1998 год – 127 стран: Буркина-Фасо

1999 год – 129 стран: Ангола, Бенин

2000 год – 130 стран: Таджикистан

2001 год – 132 страны: Азербайджан, Сербия (наследница Республики Югославия), Центрально-Африканская Республика

2002 год – 134 страны: Ботсвана, Эритрея

2003 год – 137 стран: Гондурас, Кыргызстан, Сейшельские острова

2004 год – 138 стран: Мавритания

2005 год – 139 стран: Чад

2006 год – 143 страны: Белиз, Малави, Мозамбик, Черногория

2007 год – 143 страны: Кабо-Верде (соглашение не ратифицировано)

2008 год – 145 страны: Непал, Палау

2009 год – 151 страна: Бахрейн, Бурунди, Камбоджа, Конго, Лесото, Оман

2011 год – 152 страны: Лаос, Тонга (соглашение не ратифицировано)

2012 год – 158 стран: Доминика, Папуа Новая Гвинея, Руанда, Того, Тринидад и Тобаго, Фиджи

2013 год – 160 стран: Сан-Марино, Свазиленд

2014 год – 162 страны:Багамские Острова, Бруней-Даруссалам, Коморские Острова (соглашение не ратифицировано)

2015 год – 167 стран: Антигуа и Барбуда, Барбадос, Вануату, Гвиана, Джибути

2016 год – 168 стран: Туркменистан, Сент-Люсия (соглашение не ратифицировано)Сент-Винсент и Гренадины (соглашение не ратифицировано)Гамбия (соглашение не ратифицировано).

Страны выделенные курсивом – Кабо-ВердеКоморские островаСент-ЛюсияСент-Винсент и ГренадиныГамбииТонга – получили одобрение на вступление в МАГАТЭ, но до сих пор не ратифицировали соглашение о членстве в организации в своей стране.

Нобелевская премия мира

Проблемы организации

Агентство время от времени подвергается критике. Объектом нападок становится устаревшая структура МАГАТЭ, не способная в полной мере обеспечить контроль за безопасностью эксплуатации ядерной энергии. Несмотря на расширение организации, в ней не были в полной мере проведены работы по реструктуризации и реорганизации, из-за чего МАГАТЭ оказывается неспособна проводить требуемое количество проверок и инспекций.

Другая причина, по которой часто критикуют агентство — появление ядерного оружия у Индии, Пакистана, Южноафриканской Республики и Израиля. Нужно заметить, что подобные обвинения часто политически ангажированы. Несмотря на критику, следует признать, что МАГАТЭ удалось добиться крупных успехов в своей сфере.

Именно эта организация разработала ряд необходимых норм по эксплуатации объектов, а её многочисленные инспекции позволяют предотвращать крупные техногенные катастрофы. Являясь структурным подразделением ООН, организация не страдает от нехватки бюджета, а потому может ответственно подходить к решению вопросов атомной энергетики.

Автор статьи:
Никифоров Владислав

Рабочие зоны

Договор о нераспространении ядерного оружия

Среди прочего, МАГАТЭ отвечало за мониторинг Договора о нераспространении ядерного оружия с марта 1970 года . Помимо направления инспекторов для проведения около 2500 инспекций на местах по всему миру, МАГАТЭ теперь также использует спутниковое наблюдение и аналогичные средства для контроля за соблюдением договора о блокировании. Он стал представлять международный интерес в 1991 году после окончания второй войны в Персидском заливе , когда впервые в Ираке было разрешено проводить расследования вне договорных обязательств подписавшего государства, тем самым раскрывая секретную программу создания ядерного оружия.

Повышение ядерной безопасности

В целях повышения безопасности реакторов МАГАТЭ поддерживает, среди прочего, осуществление Конвенции о ядерной безопасности . С этой целью он также поддерживает операторов ядерных установок в классификации инцидентов и аварий в соответствии с Международной шкалой оценки ядерных инцидентов (INES) :

  • Перечень аварий на ядерных установках (уровни 4-7 INES)
  • Список регистрируемых событий на ядерных объектах Германии (уровни 1–3 INES)
  • Список аварий на европейских ядерных установках (уровень 2–3 INES)

IRS (Международная система отчетности по опыту эксплуатации)

МАГАТЭ предоставляет международную частную базу данных о неисправностях на ядерных установках, таких как атомные электростанции , «Международная система отчетности по опыту эксплуатации» IRS, также называемая «системой отчетности об инцидентах МАГАТЭ / АЯЭ». Он управляется и управляется Агентством по ядерной энергии (NEA) , которое также управляет другими ядерными базами данных. IRS — единственная международная база данных, в которой собираются и обмениваются отчеты о неисправностях, опыте и извлеченных уроках « Извлеченные уроки ». Координаторы IRS проводят ежегодные встречи. Некоторые данные IRS доступны в отчетах шведского агентства по радиационной защите Strålsäkerhetsmyndigheten (до 2008 SKI ).

Другие направления работы

Национальный щит МАГАТЭ в Зайберсдорфском исследовательском центре

Кроме того, организация участвует в применении и развитии мирных возможностей ядерных технологий, например Б. в медицине, сельском хозяйстве, производственных процессах и, конечно же, в электроэнергетике . В исследовательском центре МАГАТЭ на территории Австрийского технологического института в Зайберсдорфе (Нижняя Австрия) находятся несколько отделов, занимающихся различными возможными видами использования ядерной энергии; в области агробиотехнологии существуют отдельные отделы селекции растений (селекция растений), почвоведения (почвоведение), агрохимии , энтомологии (энтомология, и в рамках … исследуется указанная нижняя программа МСН), а также ветеринарные приложения. Другие отделы занимаются ядерной физикой , дозиметрией , химией, инструментальной техникой и т. Д. Лаборатории по гарантиям также расположены в Зайберсдорфе. В лабораториях работает около 180 человек (всего около 2229 МАГАТЭ).

Совместно с ФАО МАГАТЭ, среди прочего, реализует исследовательскую программу, касающуюся технологии стерильных насекомых (SIT). Таким образом самцы насекомых подвергаются радиоактивному облучению и стерилизации. Затем они выпускаются в дикую природу и могут передавать свою стерильную сперму самкам. Затем самки насекомых избегают контакта с самцами или откладывают яйца, из которых не развиваются личинки или развиваются только низшие личинки. В долгосрочной перспективе следует искоренить такие болезни, как малярия или сонная болезнь .

МАГАТЭ управляет центрами лечения рака в разных странах, например. B. в Нигерии (350 000 новых случаев в год, вирус папилломы).

Мохаммед аль-Барадеи

В настоящее время организацию возглавляет Мохаммед аль-Барадеи (Mohamed ElBaradei) — профессиональный дипломат из Египта. Аль-Барадеи заступил на этот пост в и был переизбран дважды — в и .

США определённое время выступали категорически против переизбрания Мохаммеда аль-Барадеи на ещё один срок в 2005.

При этом США ссылались на так называемое «Женевское правило» — договорённость 14 крупнейших стран-доноров о том, что одно лицо не может возглавлять международные организации более двух сроков. Сам же аль-Барадеи пользовался поддержкой подавляющего большинства членов Совета управляющих МАГАТЭ, в том числе России.

По всей видимости, подлинной причиной того, что США выступали против переизбрания аль-Барадеи, является конфликт между ним и американским руководством в отношении ядерных программ Ирака и Ирана (более подробно см. Мохаммед аль-Барадеи).

Тем не менее 9 июня 2005 государственный департамент США объявил, что будет голосовать за избрание Мохаммеда аль-Барадеи. По-видимому, США не смогли набрать необходимое для его смещения количество голосов стран — членов Совета управляющих МАГАТЭ, и аль-Барадеи оказался единственным кандидатом, выдвинутым в установленные регламентом сроки.

история

  • История вопроса: В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию (не имеющую обязательной силы), которая предусматривала создание международного органа, который — по причинам единственного мирного использования — владел и эксплуатировал все ядерные реакторы и урановые рудники во всем мире. Взамен следует прекратить строительство атомных бомб и уничтожить существующие запасы. В своей речи « Атом для мира» в 1953 году президент США Эйзенхауэр предложил создать несколько менее обширную форму этого «Международного агентства по атомной энергии», которое также должно защищать исключительно мирное использование атомной энергии.
  • Организация была основана 29 июля 1957 года. Первым генеральным директором стал американский политик Уильям Стерлинг Коул .
  • В 1961 году генеральным директором был избран швед Сигвард Эклунд . В 1962 году он предположил, что к 1980 году половина годового прироста выработки электроэнергии будет производиться атомными электростанциями.
  • 30 марта 1962 года США передали четыре атомные электростанции под контроль МАГАТЭ.
  • На генеральной конференции 18-26 сентября 1962 года Саудовская Аравия была принята в МАГАТЭ, и бюджет на 1963 год объявлен в размере 7,4 миллиона долларов США .
  • В 1962 году система безопасности МАГАТЭ находится под эгидой австралийско-японского соглашения о мирном использовании ядерной энергии.
  • С марта 1970 года МАГАТЭ также взяло на себя надзор за Договором о нераспространении ядерного оружия .
  • 1981: Ханс Бликс , министр иностранных дел Швеции в 1978/79, становится новым Генеральным директором. Он остается на этом посту до 1997 года.
  • После чернобыльской ядерной катастрофы МАГАТЭ было больше озабочено безопасностью атомных электростанций, чем раньше .

В 2003 году МАГАТЭ произвело фурор своей миссией в Ираке перед началом войны в Ираке (20 марта — 1 мая 2003 г.).

  • В декабре 2004 года стало известно, что Мохаммед эль-Барадеи , генеральный директор МАГАТЭ с 1997 по ноябрь 2009 года, систематически прослушивался США. Эль-Барадей возмущен. До сих пор он знал, что правительство США работает против него, но не знал, что они рискнут скандалом и перехватят его. Эль-Барадей предположил, что правительство США хотело подслушать инкриминирующие материалы, чтобы шантажировать его или вынудить покинуть офис.
  • В 2005 году эль-Барадеи и МАГАТЭ получили Нобелевскую премию мира .

МАГАТЭ оперативно задокументировало ядерную катастрофу на Фукусиме с марта 2011 года и опубликовало ее в Интернете. МАГАТЭ создало RANET (Сеть реагирования и помощи); любое государство-участник может обратиться за помощью к МАГАТЭ и другим государствам-членам в случае ядерного или радиологического инцидента или аварийной ситуации. Он также активен в Северной Корее (→ северокорейская программа создания ядерного оружия ) и в Иране (→ иранская ядерная программа).

критика

МАГАТЭ и Чернобыль

МАГАТЭ также упомянуло этот тип реактора РБМК до аварии на Чернобыльской АЭС . В публикации, доступной на ее веб-сайте (Бюллетень ИАЭО, том 22, № 2), она говорит об «экономически полностью оправданной конструкции» этого типа реактора и о том, что он требует очень небольших усилий (за счет увеличения плотности мощности в активной зоне) может быть достигнуто увеличение мощности с 1000 МВт эл. до 1500 МВт эл.

1 июля 2009 г. IPPNW , международная медицинская организация, критикующая ядерную медицину, раскритиковала соглашение 50-летней давности между МАГАТЭ и Всемирной организацией здравоохранения . В этом соглашении МАГАТЭ берет на себя основную ответственность за все проекты ядерных исследований. Тем самым они помешали ВОЗ отчитаться о рисках для здоровья от радиации. Последствия Чернобыля для здоровья, которые обсуждались на двух крупных конференциях ООН, в Женеве в 1995 г. и в Киеве в 2001 г. , не были доведены до сведения общественности.

МАГАТЭ и Фукусима

После аварии на реакторе в Японии в 2011 году IPPNW призвал 22 марта 2011 года прекратить действие соглашения между ВОЗ и МАГАТЭ. ВОЗ должна без прикрас и объективно проинформировать население, особенно японцев, о рисках для здоровья и провести кампанию по эвакуации женщин, детей и беременных женщин из пострадавших районов.

Измерения радиации, проведенные МАГАТЭ в Фукусиме, были подвергнуты критике из-за их .

Во время конференции МАГАТЭ в Вене в июне 2011 года не было высказано принципиальной критики использования ядерной энергии. Напротив, делегаты высказались за сохранение статус-кво или строительство новых атомных электростанций. Постепенный отказ от ядерной энергии в Германии был встречен с непониманием, в сочетании с опасениями, что это может привести к остановке ядерной энергетики в других странах. Юкия Амано, генеральный директор МАГАТЭ, пропагандировал рост мирового производства ядерной энергии во время своего визита в Японию в июне 2011 года.

Общая критика

Присуждение Нобелевской премии мира МАГАТЭ в 2005 году подверглось критике со стороны международной критически важной для ядерной среды медицинской организации IPPNW, а также со стороны Greenpeace и BUND, которые утверждали, что цели МАГАТЭ — расширение и распространение ядерной энергии — являются несовместимо с Нобелевской премией мира

Лента новостей

График дат, имеющих значение для гарантий МАГАТЭ
Год Месяц Событие
1953 г. Декабрь Речь Эйзенхауэра «Атомы для мира»
1954 г. Предлагается МАГАТЭ
1955-56 Переговоры с МАГАТЭ
1957 г. МАГАТЭ создано ООН для содействия использованию ядерной энергии в мирных целях

Первая Генеральная конференция МАГАТЭ в Вене

1958 г. Петиция Линуса Полинга в ООН с призывом к международному соглашению о прекращении испытаний ядерной бомбы

Римский договор Евратома

1961 г. сентябрь США и Советский Союз подписывают Совместное заявление о согласованных принципах ведения переговоров по разоружению или Соглашения Макклоя-Зорина
1961 г. Декабрь Генеральная Ассамблея ООН принимает Соглашение Макклоя-Зорина
1961 г. Открытие первых лабораторий МАГАТЭ в Зайберсдорфе
1963 г. Советский Союз подписал Договор о частичном запрещении испытаний
1965 г. INFCIRC / 66
1967 Подписан договор о запрещении использования ядерного оружия в космосе на орбите Земли
1967 OPANAL
1968 г. ДНЯО подписан в Вашингтоне, Москве и Лондоне.
1970 г. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) вступил в силу
1970 г. апреля В Вене начинаются переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ)
1971 г. Установлены всеобъемлющие гарантии (INFCIRC / 153)
1975 г. Создана Группа ядерных поставщиков (ГЯП)
1980 г. Физическая защита ядерных материалов подписана в Нью-Йорке
1981 г. США ратифицируют Дополнительный протокол I к Договору Тлателокло, согласно которому территории США в Латинской Америке были включены в зоны, свободные от ядерного оружия
1982 г. Основание Фонда мира в ядерный век
1984 Южная Африка и МАГАТЭ ведут переговоры о гарантиях
1986 г. Произошла авария на Чернобыльской АЭС
1990 г. ЮАР начинает демонтаж шести ядерных боезарядов
1991 г. Группа действий Ирака создана для проведения ядерных инспекций внутри страны.
1992 г. Северная Корея выполняет свое соглашение о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ через шесть лет после подписания ДНЯО. Несоответствия заявленным материалам в Северной Корее побудили МАГАТЭ действовать и потребовать проверки на объектах, но Северная Корея отказала в доступе.
1993 г. Северная Корея обращается с просьбой о выходе из ДНЯО, но решение было отменено за день до того, как выход был оформлен.

МАГАТЭ сообщает, что КНДР не соблюдает свои соглашения о гарантиях, и проверка ядерного материала, используемого только в мирных целях, не может быть подтверждена

1994 г. КНДР выходит из членства в МАГАТЭ
1997 г. INFCIRC / 540 (Дополнительный протокол) доступен для подписей
2004 г. Южная Корея производит небольшое количество оружейного материала
2005 г. Выявлены необъявленные ядерные эксперименты в Египте
2011 г. Резолюция Генеральной конференции МАГАТЭ — «Повышение действенности и эффективности соглашений о гарантиях».
2015 г. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) был подписан США, Российской Федерацией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией с Исламской Республикой Иран, чтобы закрепить соглашение о том, что ядерная программа последней остается исключительно мирной.
2017 г. Договор о запрещении ядерного оружия открытый для подписания

История

В 1953 году президент США Дуайт Д. Энхауэр предложил создать международный орган для как регулирования, так и поощрения мирного использования атомной энергии (ядерной энергетики), в своём обращении «Атомы за мир» к Генеральной Ассамблее ООН. В сентябре 1954 года США предложили Генеральной Ассамблее создать международное агентство по взятию под контроль расщепляющихся материалов, которые могли бы использоваться либо для ядерной энергетики, либо для ядерного оружия. Это агентство создало бы своего рода «ядерный банк.»

Соединенные Штаты также призвали к проведению международной научной конференции по всем мирным аспектам ядерной энергетики. К ноябрю 1954 года стало ясно, что Советский Союз откажется от какого-либо международного хранения расщепляющихся материалов, если Соединенные Штаты сначала не согласятся на разоружение, но, возможно, станет возможным создание расчетного центра для ядерных сделок. С 8 по 20 августа 1955 года Организация Объединенных Наций провела Международную конференцию по мирному использованию атомной энергии в Геневе, Швейцария. В октябре 1957 года в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций была проведена Конференция по статуту МАЕА для утверждения документа об учреждении МАЕА, переговоры по которому велись в 1955 — 1957 годах группой стран-двоек. Статут МАЕА был утвержден 23 октября 1956 года и вступил в силу 29 июля 1957 года.

Бывший конгрессмен США Стерлинг Коул занимал пост первого генерального директора IAEA с 1957 по 1961 год. Коул отсидел всего один срок, после чего IAEA почти четыре десятилетия возглавляли два Сведеса: работу с 1961 по 1981 год занимал учёный Сигвард Эклунд, за ним последовал бывший министр иностранных дел Швеции ХХ, служивший с 1981 по 1997 год. Хх был генеральным директором Egypt Хамед эль-Барадеи, который работал до ноября 2009 года.

Начиная с 1986 года, в ответ на взрыв ядерного реактора и катастрофу вблизи Чернобыля, Украина, МАЭА активизировала свои усилия в области ядерной безопасности. То же самое произошло после катастрофы Фукусимы 2011 года в Фукусиме, Япония.

И МАЭА, и его тогдашний генеральный директор эль-Барадеи были награждены премией мира Нобеля в 2005 году. В речи эль-Барадеи о принятии в Осло он заявил, что только одного процента денег, потраченных на разработку нового оружия, будет достаточно, чтобы прокормить весь мир, и что, если мы надеемся избежать, то ядерному оружию не должно быть места в нашей коллективной совести и никакой роли в нашей безопасности.

2 июля 2009 года Юкия Амано из Японии был избран генеральным директором МАЭА, победив Абдула Самада Минти из Южной Африки и Луиса Эчаварри из Испании. 3 июля 2009 года Совет губернаторов проголосовал за Юкии Амано «путем аккламации», и Генеральная конференция МАЕА в сентябре 2009 года была одобрена. Вступил в должность 1 декабря 2009 года. После смерти Амано исполняющим обязанности генерального директора был назначен его начальник по координации Кор Ферута из Румынии.

2 августа 2019 года был представлен как аргентинский кандидат на пост генерального директора IAEA. 28 октября 2019 года Совет губернаторов IAEA провёл своё первое голосование по избранию нового генерального директора, но ни один из кандидатов не обеспечил себе большинство в 35-членном Совете губернаторов IAEA. На следующий день, 29 октября, состоялся второй тур голосования, и Грой набрал 24 из 23 необходимых голосов, необходимых для генерального директора. 3 декабря 2019 года после специального заседания Генеральной конференции МАЭА для утверждения его Гроу стал первым латиноамериканцем, возглавившим Агентство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector