Немецкие многоствольные минометы nebelwerfer: история и применение

Производство и применение

Тягач SdKfz 10 с 30-см Nebelwerfer 42

В 1940—1945 годах было выпущено 5789 15-см шестиствольных буксируемых пусковых установок Nb.W.41 (в том числе 282 в 1940, 652 в 1941, 969 в 1942, 1188 в 1943, 2336 в 1944 и 342 в 1945 году) и 5 047 900 158-мм реактивных снарядов 15 cm W.Gr.41 к ним (1880 в 1939, 156 750 в 1940, 417 250 в 1941, 1 208 600 в 1943, 1 096 100 в 1943, 1 985 200 в 1944 и 144 000 в 1945 году, без химических).

Впервые был применён в 1941 году против Советского Союза и в Северной Африке. Участвовал в боях за Нормандию в 1944 году. На восточном фронте установка применялась на важнейших направлениях и только совместно со ствольной артиллерией. Благодаря компактности применялся и в десантных операциях. Миномёт устанавливался также на ж/д платформу, входящую в состав бронепоезда.

Реактивные снаряды, используемые для Nebelwerfer, также применялись на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков Союзников. Тактикой применения ракет Wfr. Gr. 21 предусматривался запуск их залпом с дальней дистанции по строю тяжелых бомбардировщиков для их разрушения, находясь вне зоны эффективного огня стрелковых оборонительных установок. После того как строй распадался, бомбардировщики атаковали и сбивали поодиночке пушечным огнем.

К недостаткам Nebelwerfer относятся низкая мобильность, из-за которой он мог стать добычей для вражеской авиации, господствующей в воздухе (для большей подвижности миномёт стали устанавливать на полугусеничное шасси, получив «Panzerwerfer»); небольшая дальность стрельбы; 270-метровый дымовой след от снарядов.

Немного истории и пояснений

Благодаря миномету, пехота получила оружие, которое достаточно легко перемещалось на переднюю линию и позволяло поражать вражеские позиции из безопасного укрытия. Преимущество миномета обуславливалось навесным характером ведения огня – только снаряды с параболической траекторией полета могли достичь целей за укрытиями (в траншеях или за обвалованными огневыми позициями).

С появлением нового оружия дополнительную ценность получил легкий транспорт. Его размер и грузоподъемность, конечно, зависели от размера и веса перевозимого устройства. Миномет малого калибра приносился в окопы на руках всего несколькими солдатами. Увеличением калибра достигалась большая дальность стрельбы, но возрастал и вес установки. Тяжелые минометы размещались в глубине своих позиций, но их перемещение требовало гораздо больших усилий.

Конструкция миномета в сравнении с обычными орудиями подчеркнуто проста. В принципе речь идет о пусковом устройстве, состоящем в большинстве случаев из ствола. Как правило, миномет заряжается через его дульный срез, то есть имеет дульный способ заряжания.

Миномет Стокса

После Первой мировой войны получает распространение система «Стокса-Брандта» (Stokes-Brandt). В своей массе это оружие имеет калибр 81,5 мм. Тем не менее, француз Эдгар БРАНДТ (Edgar BRANDT) проектирует минометы и других калибров (47, 57, 60 и 120 мм).

До начала Второй мировой войны конструкция миномета типа Стокса-Брандта изменилась незначительно. Разработанное для массового производства оружие нашло быстрое распространение. Стандартная модель (калибр 81,5 мм), как прототип современных минометов, вводится в вооруженных силах много стран.

Необходимо отметить, что название «миномет» эта система оружия имела не всегда и не во всех странах. В частности, в Германии, в начале прошлого века выпускаемый снаряд называли не миной, как в России, а гранатой. Как следствие, немецкие минометы практически до конца Второй мировой войны в дословном переводе именовались «гранатометами» (Granatwerfer). Ниже рассмотрены конструкции именно таких «гранатометов», состоявших на вооружении вермахта. За рамками темы также остался и шестиствольный реактивным миномет залпового огня (Nebelwerfer).

Люфтваффе используют как Wfr. Gr. Реактивная установка 21 (BR 21)

Вооружение Fw 190 винтовкой WGr. 21 ракета

Ракета была адаптирована для использования в воздухе Люфтваффе в 1943 году с предохранителем с выдержкой времени и большей боеголовкой весом 40,8 кг (90 фунтов), как у Wfr. Gr. 21 или BR 21 (для Bordrakete 21 , как видно на немецких руководствах) , чтобы сорвать союзник бомбардировщика образования, в частности Eighth Air Force «сек боевой коробку образование, и сделать их более уязвимыми для атак со стороны немецкими истребителями, оставаясь вне зоны оборонительнога огонь с бомбардировщиков. Одиночные пусковые трубы устанавливались под каждым крылом одномоторных истребителей Bf 109 и Fw 190 , а на двухмоторных истребителях Bf 110 — по две под каждым крылом . Самое раннее известное нападение на американские бомбардировщики с помощью подкрыльевых ракет было совершено 29 июля 1943 года элементами JG 1 и JG 11 во время американских стратегических бомбардировок Киля и Варнемюнде . Фотографии показывают, что венгры установили по три трубы под каждое крыло своих двухмоторных тяжелых истребителей Me 210 Ca-1. Однако высокое лобовое сопротивление, вызванное пусковыми установками, уменьшало скорость и маневренность запускающего самолета, что могло быть смертельным при столкновении с истребителями союзников. Кроме того, установка пусковой трубы под крылом, которая обычно направляла снаряд примерно на 15 ° вверх от горизонтального полета, чтобы противостоять значительному баллистическому падению снаряда в полете после запуска, добавляла проблему сопротивления. Американцы прозвали 21-сантиметровые ракеты «пылающими бейсбольными шарами» из-за того, что летящие снаряды напоминали огненный шар.

Известно, что тяжелый истребитель Messerschmitt Me 410 Hornisse иногда оснащался четверкой пусковых установок Bf 110 для Wfr. Gr. 21 ракета, но одна провела испытание экспериментальной установки из шести пусковых установок, похожих по внешнему виду на полдюжины установленных на лафетах 15-см Nebelwerfer 41, в оружейном отсеке под носом Me 410 . Узел трубки с осью, направленной вверх под углом 15 ° (поскольку подкрыльевые крепления были наклонены под углом), должен был вращаться, как цилиндр револьверного пистолета , поскольку каждая ракета, которая должна была быть запущена, запускалась отдельно из открытой трубы внизу. носа самолета. Испытательный полет был совершен 3 февраля 1944 года, но концепция оказалась неудачной, так как выхлоп ракет существенно повредил самолет.

Подобная адаптация компонентов 21 cm Nebelwerfer также использовалась на экспериментальной версии бомбардировщика-эсминца тяжелого бомбардировщика , известного как Grosszerstörer , который предлагал использовать более тридцати трех пусковых труб, стреляющих вверх из средней части фюзеляжа. бомба зона залива на 60 ° угла ( по аналогии с эффективным Шрагом Musik ночного истребителя автопушкой сантехники) и немного стрельбы по правому борту из спинной части фюзеляжа поверхности, пролетев два километра ниже USAAF боевых коробчатых образований — несколько пробных перехватывает были попытки, без контакта с бомбардировщиками USAAF, и был обречен на провал из-за множества американских истребителей, защищавших бомбардировщики.

120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

120-мм миномет 2Б11 представляет собой усовершенствованную модификацию прежней модели, 120-мм миномета образца 1943 года, производство которого началось в 1943 году и которому было суждено стать одним из самых распространенных минометов калибра 120 мм. Миномет М-43 оказал большое влияние на конструкции последующих систем — до сих пор во многих странах мира минометы М-43 и их копии остаются на вооружении и даже продолжают выпускаться серийно (так, китайский 120-мм миномет Тип 55 является прямой калькой советского М-43).

Миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани — видео

https://youtube.com/watch?v=c6sZp9Ouv8E

120-мм миномет 2Б11 является усовершенствованной модификацией М-43, причем в основном изменения состоят в использовании новых материалов, позволивших уменьшить полный боевой вес по сравнению с предшественником.

В армиях государств — бывших членов Восточного блока 120 мм минометы придавались пехотным частям вместо других видов артиллерийских систем непосредственной огневой поддержки. При транспортировке 2Б11 обычно перевозится в собранном виде на легком колесном лафете — в этом заключается одно из главных отличий от М-43. При подготовке к стрельбе ствол просто поднимается вручную до тех пор, пока круглая плита не упирается в землю. После этого колесный лафет можно убрать, и миномет при стрельбе будет опираться на двуногую сошку. При необходимости ствол, плита и лафет отделяются друг от друга; возможна транспортировка миномета в разобранном виде вьючным способом.

Закатывание расчётом миномёта по сходням в кузов транспортной машины 2Ф510А с помощью электрической лебёдки

При стрельбе мины заряжаются вручную с дульной части; в нижней части гладкого ствола имеется закрепленный боек, от которого воспламеняются метательные заряды различной мощности. Возможно оснащение миномета курково-спусковым механизмом. Некоторые модификации 2Б11 оснащены установленным на дуле предохранителем от двойного заряжания.

Существует несколько самоходных шасси для установки 2Б11, в том числе на базе переоборудованного гусеничного транспортера МТ-ЛБ, состоящего на вооружении Ирака, а также чешский вариант, собранный на шасси гусеничной боевой машины пехоты БМП-2 со снятой башней, имеющий обозначение ПРАМ-С.

120-мм миномет 2Б11 может стрелять практически любыми видами 120-мм мин (в действительности их калибр равен 119.4 мм), выпускаемых как на Востоке, так и на Западе. Максимальная дальность стрельбы составляет 7100 метров, а минимальная — 480 метров. Боевая скорострельность до 15 выстрелов в минуту.

120-мм миномёт 2Б11 состоит из:

— ствола,- предохранителя от двойного заряжания,- двуноги-лафета,- опорной плиты,- прицела МПМ-44М.

Ствол предназначен для производства выстрела и сообщения мине начальной скорости в определенном направлении. Состав ствола:

— труба,- казённик,- обтюрирующее кольцо.

Варианты и модификации

2С12 — буксируемый вариант с транспортной машиной 2Ф510 на шасси ГАЗ-66-05 (колёсная формула 4 × 4, комплект специального оборудования 2Ф32 — лебёдка, оснащённая электроприводом, сходни для закатывания миномёта на колёсном ходу в кузов с помощью лебёдки, элементы крепления миномёта в кузове, и пр.);

2С12А — модернизированный буксируемый вариант с транспортной машиной 2Ф510А на шасси Урал-43206 (Урал-43206-0551-41 или Урал-43206-0651: колёсная формула 4 × 4, комплект специального оборудования 2Ф32 — электрическая лебёдка, сходни, элементы крепления и пр.);

2С12Б «Дилемма-2С12» — самоходный вариант на базе бронетранспортёра МТ-ЛБ.

В Минобороны рассказали о создании линейки бронетехники на базе «Арматы»

Применение и организационная структура

Расчет состоял из командира, трех солдат обслуживающих миномет и трех переносчиков боеприпасов.

Начиная в 1940—1941 г., производство оружия было прекращено из за недостаточной дальнобойности миномета и оно было заменено в химическиx войсках вермахта (Nebeltruppen, буквально — «дымовые войска») на казнозарядное орудие 10 см Nebelwerfer 40, а позже на ракетные установки Nebelwerfer. Имеющиеся в строю минометы были переданы отделениям минометчиков. Боеприпасы выпускались в весьма значительных количествах до 1943 года. Стоимость единицы оружия была в два раза больше чем у 81 мм миномета − 1500 марок. После вторжения в СССР немцы начали производство миномета Granatwerfer 42 (копии советского 120 мм миномета), который обладал гораздо лучшими боевыми характеристиками, имея примерно ту же стоимость.
Вопрос почему немцы прекратили выпуск мощного 105 мм миномета в критический для вермахта момент — в начале 1941 года, может быть объяснен переоценкой популярной у верхушки командования концепции «блицкрига», в которой главная роль отводилась танкам и авиации и недооценкой роли артиллерии в целом.

Производство миномета во время Второй мировой войны к началу марта 1945.

Год шт.
1939 110
1940 279
1941 238
Всего 627

10,5 cm Nebelwerfer 35

Производство и применение

Тягач SdKfz 10 с полуприцепом — пусковым устройством с 28-см Nebelwerfer 41

В 1940—1945 годах было выпущено 5789 15-см шестиствольных буксируемых пусковых установок Nb.W.41 (в том числе 282 в 1940, 652 в 1941, 969 в 1942, 1188 в 1943, 2336 в 1944 и 342 в 1945 году) и 5 047 900 158-мм реактивных снарядов 15 cm W.Gr.41 к ним (1880 в 1939, 156 750 в 1940, 417 250 в 1941, 1 208 600 в 1943, 1 096 100 в 1943, 1 985 200 в 1944 и 144 000 в 1945 году, без химических).

Впервые был применён в 1941 году против Советского Союза и в Северной Африке. Участвовал в боях за Нормандию в 1944 году. На восточном фронте установка применялась на важнейших направлениях и только совместно со ствольной артиллерией. Благодаря компактности применялся и в десантных операциях. Миномёт устанавливался также на ж/д платформу, входящую в состав бронепоезда.

Реактивные снаряды, используемые для Nebelwerfer, также применялись на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков Союзников. Тактикой применения ракет Wfr. Gr. 21 предусматривался запуск их залпом с дальней дистанции по строю тяжелых бомбардировщиков для их разрушения, находясь вне зоны эффективного огня стрелковых оборонительных установок. После того как строй распадался, бомбардировщики атаковали и сбивали поодиночке пушечным огнём.

К недостаткам Nebelwerfer относятся низкая мобильность, из-за которой он мог стать добычей для вражеской авиации, господствующей в воздухе (для большей подвижности миномёт стали устанавливать на полугусеничное шасси, получив «Panzerwerfer»); небольшая дальность стрельбы; 270-метровый дымовой след от снарядов.

Литература[править | править код]

Производство и применение

Тягач SdKfz 10 с 30-см Nebelwerfer 42

В 1940—1945 годах было выпущено 5789 15-см шестиствольных буксируемых пусковых установок Nb.W.41 (в том числе 282 в 1940, 652 в 1941, 969 в 1942, 1188 в 1943, 2336 в 1944 и 342 в 1945 году) и 5 047 900 158-мм реактивных снарядов 15 cm W.Gr.41 к ним (1880 в 1939, 156 750 в 1940, 417 250 в 1941, 1 208 600 в 1943, 1 096 100 в 1943, 1 985 200 в 1944 и 144 000 в 1945 году, без химических).

Впервые был применён в 1941 году против Советского Союза и в Северной Африке. Участвовал в боях за Нормандию в 1944 году. На восточном фронте установка применялась на важнейших направлениях и только совместно со ствольной артиллерией. Благодаря компактности применялся и в десантных операциях. Миномёт устанавливался также на ж/д платформу, входящую в состав бронепоезда.

Реактивные снаряды, используемые для Nebelwerfer, также применялись на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков Союзников. Тактикой применения ракет Wfr. Gr. 21 предусматривался запуск их залпом с дальней дистанции по строю тяжелых бомбардировщиков для их разрушения, находясь вне зоны эффективного огня стрелковых оборонительных установок. После того как строй распадался, бомбардировщики атаковали и сбивали поодиночке пушечным огнем.

К недостаткам Nebelwerfer относятся низкая мобильность, из-за которой он мог стать добычей для вражеской авиации, господствующей в воздухе (для большей подвижности миномёт стали устанавливать на полугусеничное шасси, получив «Panzerwerfer»); небольшая дальность стрельбы; 270-метровый дымовой след от снарядов.

Производство и применение

Тягач SdKfz 10 с полуприцепом — пусковым устройством с 28-см Nebelwerfer 41

В 1940—1945 годах было выпущено 5789 15-см шестиствольных буксируемых пусковых установок Nb.W.41 (в том числе 282 в 1940, 652 в 1941, 969 в 1942, 1188 в 1943, 2336 в 1944 и 342 в 1945 году) и 5 047 900 158-мм реактивных снарядов 15 cm W.Gr.41 к ним (1880 в 1939, 156 750 в 1940, 417 250 в 1941, 1 208 600 в 1943, 1 096 100 в 1943, 1 985 200 в 1944 и 144 000 в 1945 году, без химических).

Впервые был применён в 1941 году против Советского Союза и в Северной Африке. Участвовал в боях за Нормандию в 1944 году. На восточном фронте установка применялась на важнейших направлениях и только совместно со ствольной артиллерией. Благодаря компактности применялся и в десантных операциях. Миномёт устанавливался также на ж/д платформу, входящую в состав бронепоезда.

Реактивные снаряды, используемые для Nebelwerfer, также применялись на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков Союзников. Тактикой применения ракет Wfr. Gr. 21 предусматривался запуск их залпом с дальней дистанции по строю тяжелых бомбардировщиков для их разрушения, находясь вне зоны эффективного огня стрелковых оборонительных установок. После того как строй распадался, бомбардировщики атаковали и сбивали поодиночке пушечным огнём.

К недостаткам Nebelwerfer относятся низкая мобильность, из-за которой он мог стать добычей для вражеской авиации, господствующей в воздухе (для большей подвижности миномёт стали устанавливать на полугусеничное шасси, получив «Panzerwerfer»); небольшая дальность стрельбы; 270-метровый дымовой след от снарядов.

Описание

21 см Wurfgranate 42

21 см NBW 42 был пять стволом кратно гранатомет , установленный на каретке буксируемого , полученной от из 3,7 см Pak 36 противотанковой пушки . В передней части лафета был добавлен поворотный стабилизирующий домкрат для стабилизации пусковой установки при стрельбе.

21 см Wurfgranate (метатель-оболочка) 42 ракеты были спин-стабилизировался, электрический обжиг и имел только фугасные боеголовки. Узел сопла ракеты содержал 22 отверстия, равномерно расположенных по краю сопла, причем отверстия были установлены под углом 16 ° от оси ракеты, чтобы дать ракете вращение по часовой стрелке. Ракеты имели видный след выхлопных газов, который поднимал значительное количество пыли и мусора, поэтому экипажу пришлось искать укрытие перед стрельбой. Это означало, что их было легко обнаружить, и их пришлось быстро перемещать, чтобы избежать контрбатарейного огня . Ракеты запускались по очереди с синхронизацией по времени, но пусковая установка не могла стрелять одиночными ракетами. Ракеты могли быть оснащены ударными взрывателями или взрывателями замедленного действия, если это необходимо. Лайнер рельсы могут быть установлены , чтобы позволить пусковому использовать 15 см Wurfgranate 41 ракеты с их HE , дымом и газом боеголовкой яда.

Отдельные ракеты были 1,26 метра (4 фута 2 дюйма) в длину и весили 109,55 кг (241,5 фунта). Их боевая часть весила 10,17 кг (22,4 фунта). У них была начальная скорость 320 м / с (1000 футов / с), что давало им дальность полета 7850 метров (8 580 ярдов). Несмотря на улучшенную аэродинамику Wgr. 42 более 15 cm Wgr. 41 он имел аналогичные проблемы с дисперсией; в частности, площадь 500 метров (550 ярдов) в длину и 130 метров (140 ярдов) в ширину из-за неравномерного сгорания топлива.

Боевое применение

Первые девять полков по 36 боевых машин (БМ) начали формироваться с 8 августа 1941 года.

Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И. Флёрова, как свидетельствует военный историк и очевидец первого залпа «Катюш» Андрей Сапронов, была впервые задействована 14 июля 1941 года для нанесения ударов по занятому накануне немцами городу Рудня, а через 2 дня обстреляла железнодорожную станцию Орша в Белоруссии, которая 14 июля была ещё занята частями Красной армии, и переправу через реку Оршица. Обстрелы производились зажигательными снарядами, снаряжёнными термитом.

Особенностью боевого применения реактивной артиллерии в 1943 году явилось её широкое использование не только для уничтожения живой силы, но и в борьбе с танками. Эту задачу она выполняла главным образом путём массирования огня по районам сосредоточения и по крупным атакующим группам танков. При этом танки, как правило, выводились из строя при прямом попадании снарядов М-30 и М-31, а также при разрыве их в непосредственной близости. Лёгкие и средние танки поражались даже при разрыве снарядов в 5-10 метрах от них. Также отмечались случаи применения «Катюш» против танков на прямой наводке. Для этого передними колесами машина заезжала в специально вырытый окоп так, что направляющие находились в горизонтальном положении.

Когда в 1945 году Красной Армии пришлось штурмовать немецкие города-крепости, встал вопрос о применении «Катюш» в условиях городских боев. Нужно было эффективное оружие для уничтожения немецких укреплений, но близость противоборствующих подразделений делала применение ракет опасным для своих пехотинцев. Выход был найден — тяжёлые реактивные снаряды М-31 в транспортировочных ящиках устанавливали прямо в проёмах окон и с расстояния 20—30 м били по противнику, укрывшемуся в домах и подвалах.

Описание

Реактивный миномёт состоял из пяти стволов, которые перевозились на лафете орудия Pak 35/36. Впереди находился ручной стабилизатор-блокировщик, который срабатывал во время стрельбы и не позволял орудию упасть. Для стрельбы использовались ракеты 21 cm Wurfgranate, вращавшиеся в полёте, запускавшиеся от электрического разряда. Сопла ракеты, расположенные под углом к оси тела снаряда, обеспечивали вращение ракеты, стабилизируя её полет После выстрела ракеты выпускали большое количество дыма и пыли, что сильно демаскировало позицию миномёта.
Ракеты запускались по одной с небольшим интервалом. Время пуска всех 5 снарядов составляло 8 секунд. Снаряды не обладали сколь-нибудь высокими показателями аэродинамики, и точность оставляла желать лучшего. В среднем 50% снарядов попадали в прямоугольник 500 на 130 метров.

Конструкция реактивных мин

15-см ракета в музее Хамеенлинна

Боеприпас реактивного миномёта представляет собой цилиндр калибра 158 мм. Масса ракеты составляет 35 кг, из которой до 2 кг приходится на взрывчатое вещество (тротил)[источник не указан 1364 дня]. Весь цилиндр заполнен шашкой из медленно горящего дигликолевого пороха. В задней части цилиндра расположено 28 сопел, угол отклонения от продольной оси ракеты 14 градусов. Сопла сообщают мине в полёте вращение вокруг оси, чем достигается стабилизация в полёте и высокая точность попадания мины (рассеивание на дальности 6000 м: по дальности — 80—100 м, по направлению — 60—90 м). Сопла изготовлены заодно с корпусом. Изготовление снаряда при столь высоких точностных качествах рекордно дешево и не требует специального оборудования.

На конце цилиндра прикреплён в качестве боевой части небольшой контейнер, заполненный взрывчатым веществом. Сквозь него проходит канал основного сопла двигателя, обеспечивающее мине поступательное движение. Там же находится и ударно-инерционный взрыватель.

При загрузке реактивных мин с казённой части снаряды фиксируются специальными держателями, после чего в одно из сопел втыкается электрозапал. После наведения миномёта на цель расчёт уходит в укрытие и с помощью блока запуска выпускает сперва первые 3 ракеты, потом остальные 3. Запуск системы происходит дистанционно, от аккумулятора буксирующего транспортного средства. Залп продолжался около 10 секунд. Время перезарядки — до 1,5 минут (готовность к следующему залпу).

Типы реактивных мин

15-см ракета в музее

«Nebelwerfer» имел 5 типов реактивных мин, предназначенных для широкого круга задач.

Существовали следующие типы реактивных мин:

  • Осколочно-фугасные — предназначенные для поражения живой силы противника и лёгких укреплений.
  • Зажигательные — предназначенные для поражения объектов огнём путём разброса на местности нефтепродуктов и их воспламенения.
  • Газовые — применяемые для постановки дымовых завес (первоначальное применение).
  • Химические — снаряжённые отравляющими веществами.
  • Агитационные — предназначенные для разбрасывания листовок.

Калибр оставался постоянным — 158 мм, но каждый тип ракеты имел собственную конструкцию и разный вес (агитационная мина не имела заднего цилиндра, в отличие от фугасной, а также имела 16 сопел против 28 у фугасной).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector