«межконтинентальный бомбардировщик»: какие задачи будет выполнять самолёт ту-22м3м
Содержание:
Эксплуатация и экспорт
В разные периоды службы бомбардировщиков возникали сообщения о возможном экспорте Ту-22М3 в другие страны, однако большинство из них не имеют официального подтверждения. Иран планировал закупить семь единиц техники для проведения воздушных миссий в условиях назревающего военно-политического конфликта. Правительство РФ опровергло данную информацию.
В 2013 году в сеть просочилась информация о покупке Китаем двадцати пяти самолетов, что также не получило точного подтверждения. До этого велись переговоры о поставке машин в Индию, а также предоставлении нескольких экземпляров в лизинг. Однако по различным причинам решения не были воплощены в реальность.
В годы своего существования с момента запуска бомбардировщики Ту-22М3 располагались в различных городах СССР, России и стран СНГ. После распада Советского Союза техника была отозвана из Беларуси в Россию. В Украине машины эксплуатировались до 2003—2006 годов, после чего были уничтожены. Один экземпляр Ту-22М3 находится в музее в качестве экспоната. На сегодняшний день рабочие самолеты дислоцируются в Калужской, Мурманской, Рязанской и Иркутской областях.
Самолет несет важное стратегическое значение в развитии оборонного комплекса Российской Федерации. Его непревзойденные характеристики позволяют поддерживать преимущество военной авиации своего государства
Танец с «кинжалами»
В версии Т-22М3М систему дозаправки самолёту вернут, а заодно проведут множество усовершенствований авионики, систем радиоэлектронной борьбы и добавят ракетоносцу новое вооружение. Предполагается обучить Ту-22М3М использовать Х-32 — современную версию крылатой противокорабельной ракеты с дальностью полёта до тысячи километров, а также включить в состав вооружения российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс Кинжал» X-47М2.
https://youtube.com/watch?v=THEp6N-9BoQ
ПускКинжала» с МиГ-31
По идее, Ту-22 сможет нести четыре такие ракеты, что сделает его идеальнымскальпелем» — инструментом для нанесения хирургически точных ударов по позициям противника с безопасного расстояния.
А что же с договором СНВ‑3?
Тридцать модернизированных машин, по словам экспертов,влезут» в выделенные России 700 развёрнутых носителей и 1550 боезарядов. Есть даже предположения, что Ту-22М3М может получить двигатели НК-32 — но это станет возможным, если их выпуск развернут к нужному сроку. Сейчас их хотят устанавливать на стратегические бомбардировщики Ту-160, возобновление производства которых анонсировали совсем недавно.
Так что уже в 2021–2022 годах в составе российских ВКС появится новый-старый убийца авианосцев» и носитель гиперзвукового оружия. Можно ли желать для самолёта лучшей судьбы?
Описание и характеристики сорта
При выведении голубики «Нортланд» в качестве родительской пары селекционеры использовали высокорослый сорт и компактный гибрид. В результате дочернее растение имеет средние габариты.
Подробное описание сорта:
- Высота взрослого куста доходит максимум до 1,2 м.
- У голубики «Нортланд» мощный ствол и раскидистая густая крона.
- Корневая система мочковатая, неглубоко залегающая, без всасывающих волосков.
- Побеги прямостоячие, окрашены в зеленый цвет, хорошо держат снеговую нагрузку.
- Размер листьев в длину не более 3 см.
- Поверхность листовых пластин гладкая, блестящая.
- Окраска листьев летом ярко-зеленая, осенью – красная.
- Цветки мелкие, колокольчатой формы, бледно-розовой окраски, собраны в кисти.
- Ягоды светло-голубые с сизым налетом, размером до 1,6 см.
- Мякоть плодов плотная, сладкая, с выраженным ароматом.
Период цветения начинается в мае и продолжается около 3 недель. Сорт среднеспелый – к сбору урожая можно приступать в середине июля. Ягоды снимают каждые 2–3 дня в течение 2 недель. Делать это нужно обязательно, так как спелая голубика склонна к осыпанию.
Плоды можно употреблять в свежем виде и использовать для приготовления компотов, варенья, джема. Ягоды не теряют своих полезных свойств после заморозки.
В плодоношение кустарник вступает на второй год посадки. В среднем с одного растения можно получить 4–5 кг ягод. При особо тщательном уходе можно добиться повышения урожайности в 1,5–2 раза. Продуктивный период голубики «Нортланд» продолжается до 30 лет.
Осенью растение становится очень нарядным и украшает своим видом участок, можно посадить кустарник рядом с входом в дом или возле ворот, и он будет нести еще и декоративную функцию.
Возможные заболевания и вредители
Сорт отличается повышенной устойчивостью к типичным для культуры заболеваниям. Возможно поражение кустарника грибком, но только при нарушении агротехники. В этом случае на голубике может развиться:
- рак стебля;
- серая гниль;
- физалоспороз;
- монилиоз.
Больной куст лучше выкопать и утилизировать путем сжигания.
Следует обязательно проводить профилактические опрыскивания от вредителей. На голубике обычно паразитируют:
- почковый клещ;
- тля;
- цветоед.
До начала плодоношения кустарник периодически обрабатывают подходящим инсектицидом, лучше использовать биопрепараты («Актофит», «Фитоверм», «Дачник»). В период созревания ягод вредителей можно отпугивать, опудривая куст табачной пылью или обрабатывая растительными настоями (полыни, помидорной ботвы, листьев и корней одуванчика).
Достоинства и недостатки голубики «Нортланд»
Голубика «Нортланд» имеет немало достоинств, позволяющих делать выбор в ее пользу на протяжении многих десятилетий. Из основных преимуществ можно выделить:
- устойчивость к сильным морозам (до -35° C);
- ранее начало плодоношения;
- компактные размеры куста;
- отличные товарные качества ягод;
- высокая продуктивность в течение многих лет;
- устойчивость к заболеваниям;
- неприхотливость в уходе;
- декоративный внешний вид.
Чтобы воспользоваться всеми плюсами сорта, необходимо учитывать ряд условий, необходимых «Нортланду» для обильного плодоношения.
К недостаткам этой голубики относят:
- плохую переносимость засухи;
- необходимость защищать кустарник от сквозняков и сильного ветра;
- медленный процесс укоренения саженцев.
К тому же, если на участке посадить только один куст, высоких урожаев не будет. Требуется посадка нескольких экземпляров поблизости, чтобы обеспечить процесс перекрестного опыления.
Как и любая другая голубика, «Нортланд» требует посадки в грунт с высоким показателем кислотности. Уровень pH необходимо постоянно контролировать и принимать меры в случае его снижения.
Одна штанга, а сколько паники! (Ту-22М2)
В ночь на 15 мая 1976 года серийный Ту-22М2 (командир корабля В.П.Борисов) выполнил испытательный полёт на максимальную дальность. Полет был засечен средствами космической разведки США. И уже через сутки карта полёта была в распоряжении американской делегации в Женеве на переговорах по сокращению стратегических наступательных вооружениях ОСВ-2. Причиной такой паники со стороны американцев стал всего один параметр полета — его дальность: 7000 км с одной дозаправкой в воздухе. Несмотря на все усилия делегации СССР и её руководителя, министра иностранных дел А.А. Громыко, американская сторона всё же смогла настоять на включении Ту-22М2 в список стратегических сил СССР, хотя для этой машины с работой по территории США был ряд сложностей слабо преодолимого характера. В итоге договорились о демонтаже штанг дозаправки и ограничении серийного производства Ту-22М 30 машинами в год.
Основное оружие самолёта — противокорабельная гиперзвуковая (скорость до 3.5 М) крылатая ракета Х-22Н способна только на то, чтобы устроить в борту корабля маленькую дырочку (площадью до 22 м² и глубиной до 12 метров). Вот этой-то скромной ракеты и боялись американцы, потому что во второй половине 70-х ни одна ПВО в мире не могла гарантированно парировать залп таких ракет (банально не было зенитных ракет с аналогичной скоростью). Именно полки морских Ту-22М2 и были советским ответом на американские авианосные ударные группы.
Однако и с бомбами Ту-22М2 может многое. За один заход свободнопадающими бомбами можно накрыть площадь до 25 гектаров (около 35 футбольных полей). Возможности прицельного оборудования позволяют попасть одиночной (и, заметим, очень умеренной) бомбой в сортир сарай с умеренным террористом с высоты 10 км.
Ту-22М2, хорошо видно обтекатель штанги топливоприемника.
Достоинства и недостатки
Так как первые модификации Ту-22 давно стали историей, для оценки лучших и худших качеств уместно использовать бомбардировщик модификации Ту-22М.
К числу достоинств машины лётчики ТБАП относили следующие:
- превосходная путевая устойчивость самолёта на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях;
- лёгкий и быстрый набор высоты;
- хорошие разгонные характеристики;
- хороший обзор из кабины пилотов;
- отличная система автоматизированного управления;
- современный (для середины семидесятых годов) прицельно-навигационный комплекс.
Недостатков у самолёта, по отзывам пилотов строевых частей, было хоть отбавляй:
- сильная вибрация при посадке, обусловленная недоработками шасси;
- деформация обшивки фюзеляжа из-за сильного нагрева на высоких скоростях;
- сложность пилотирования;
- большое количество различных автоматических систем управления;
- частые отказы САУ в полёте;
- слабая эффективность бортовой аппаратуры РЭБ;
- недостаточная унификация бортового оборудования.
Последний недостаток обобщал все отрицательные черты сложнейшей для управления и обслуживания крылатой машины.
За огромное количество недоделок и мало изученных мест в конструкции Ту-22М получил в строевых частях саркастическое прозвище «всепогодный дефектоносец». Вдобавок ко всему, большинство взлётных полос аэродромов пришлось удлинять до 3 км в связи с тем, что длина разбега вплотную приблизилась к этой цифре.
Каждый третий из испытывавшихся или поступивших в войска самолётов взлетел на один раз больше, чем удачно приземлился…
Другие пионеры авиации
Боевое применение
Первые удары по реальным целям бомбардировщик Ту-22М3 нанес еще до его официального принятия на вооружение ВВС. Произошло это в 1988 году, когда самолеты привлекли для обеспечения выхода советских войск с территории Афганистана. Ранее, начиная еще с 1984 года, по моджахедам уже наносили бомбовые удары самолеты Ту-22М2.
Первый вылет состоялся 31 октября 1988 года. Самолеты взяли на борт авиабомбы ФАБ-3000, сбросив их на позиции противника, расположенные в районе Кандагара. Удары наносились по горным массивам и «зеленке», а 3 ноября – по окрестностям населенного пункта Джалез, где разведка обнаружила крупное бандформирование.
Затем Ту-22М3 использовали для охоты за «ракетчиками», затаившимися близ Кабула и обстреливавшими столицу ДРА неуправляемыми реактивными снарядами. Особого успеха бомбардировщики не добились, что и неудивительно – ведь это была стрельба из пушек по воробьям.
Ту-22М3 взлетают с аэродрома Мары-2, отправляясь на бомбежку позиций моджахедов.
Бомбардировки продолжались вплоть до 14 февраля 1989 года (то есть до дня вывода войск). Как правило, на задание уходила восьмерка самолетов, а основным боеприпасом так и остались трехтонные бомбы. В декабре 1988 года делались попытки заменить их на ФАБ-500, но эффект от их взрыва выглядел незначительным.
В декабре 1994 года шесть бомбардировщиков Ту-22М3 были использованы для нанесения ударов по незаконным вооруженным формированиям на территории Чеченской республики. В последующем эти самолеты в «чеченских войнах» уже не участвовали – для них не было подходящих целей.
В августе 2008 года Ту-22М3 впервые был сбит. Это произошло в ходе операции по «принуждению к миру» Грузии. Самолет стал жертвой зенитно-ракетного комплекса (скорее всего ЗРК «Бук», привезенного из Украины). Спастись удалось только командиру экипажа. К сожалению, подробности использования Ту-22М3 в этом конфликте до сих пор остаются неизвестными.
Начиная с ноября 2015 года, бомбардировщики Ту-22М3 применяются для нанесения ударов по террористическим группировкам на территории Сирии. Всего для этого привлечено 14 самолетов, в состав оборудования которых включили специальную прицельную станцию. С её помощью, как сообщается, удалось радикально повысить точность бомбометания.
Ту-22М3 сбрасывают бомбы по целям на территории Сирии.
Вообще говоря, целесообразность применения столь дорогих сложных и дорогих машин в Сирии сомнительна. Из-за отсутствия подходящих аэродромов они вынуждены вылетать с территории России, а это обозначает, что на борту можно разместить лишь незначительное количество бомб. В результате ударная мощь Ту-22М3 примерно сравнялась с показателями куда более дешевых Су-24.
Атаковать свою «главную цель», то есть американские авианосцы, бомбардировщикам Ту-22М3 так и не довелось. Однако в 2002 году в США был снят фильм The Sum of All Fears, где такую атаку всё-таки продемонстрировали:
Автор статьи:
Akiva Content
«Расширение боевого потенциала»
Модернизация Ту-22М3М предусматривает проведение капитально-восстановительного ремонта, в ходе которого работники КАЗ снимают двигатели, оборудование, демонтируют проводку. Затем проводятся мероприятия по укреплению планера самолёта, устанавливаются новые агрегаты и аппаратура. По факту заводской цех покидает практически новая машина.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что модернизация Ту-22М3М обусловлена множеством факторов, в частности экономических. Стоимость авиатехники нового поколения и средств поражения в мире значительно возросла. По этой причине ведущие державы активно модернизируют уже стоящие на вооружении машины.
Также по теме
«Наращивать скорость»: зачем Минобороны планирует оснастить Су-57 перспективной противокорабельной ракетой
Истребители пятого поколения Су-57 получат на вооружение перспективную противокорабельную ракету, рассказал замминистра обороны России…
Корнев считает, что «новый самолёт — это всегда очень дорогое удовольствие с негарантированным положительным результатом».
«Не совсем удачный опыт США — яркое тому подтверждение, например разработка истребителей F-35. Поэтому решение о модернизации парка Ту-22М3М можно назвать рациональным. Бомбардировщик зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Капитально-восстановительный ремонт позволит продлить ресурс планера, а установка новой аппаратуры — обеспечить применение новейшего оружия», — пояснил эксперт.
В материалах ПАО «Туполев» говорится, что Ту-22М3М оснащён современным комплексом цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. Он позволяет автоматизировать управление самолётом, упростить процесс навигации и применения оружия.
В частности, бомбардировщик оборудован новыми средствами защиты от ракет, информационно-управляющей системой, прицельно-навигационным комплексом СВП-24, комплексом радиоэлектронной борьбы и радиолокационной станцией. Кроме того, на самолёте установлены усовершенствованные двухконтурные двигатели НК-25.
«Замена 80% БРЭО позволила повысить точность навигации и уровень автоматизации управления самолётом, упростить его техническое обслуживание и предполётную подготовку… Результатом проведённых работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса», — сообщается на сайте ПАО «Туполев».
- Бомбардировщик Ту-22М3 наносит удар по объектам террористов в провинции Дейр эз-Зор в Сирии
- РИА Новости
Экипаж Ту-22М3М остался прежним. Машиной управляют четыре человека: командир корабля, второй пилот, штурман-навигатор и штурман-оператор, который осуществляет пуски бомб и ракет. Однако пилотирование бомбардировщика, как утверждает разработчик, стало более удобным и простым.
Важной особенностью самолёта является унификация БРЭО с Ту-160. На обеих машинах установлены практически одни и те же системы, что позволяет сэкономить средства на модернизацию
Кроме того, экипаж Ту-22М3М сможет управлять «Белым лебедем» — и наоборот.
Корнев отметил, что внешне Ту-22М3М ничем не отличается от предшественника, небольшие изменения были внесены только в конструкцию носового обтекателя. Однако, как отметил эксперт, модернизированный бомбардировщик значительно превосходит советскую машину по боевым и эксплуатационным характеристикам.
«Внешность, как говорится, обманчива. К тому же альтернативы Ту-22М3М нет. Он занимает уникальную нишу между стратегической и оперативно-тактической авиацией. А после модернизации самолёт сможет выполнять задачи стратегов, усилив потенциал воздушного компонента ядерной триады России», — сказал Корнев.
Юрий Кнутов, в свою очередь, отмечает, что в ближайшие годы будет расширена география применения Ту-22М3М благодаря программе Минобороны по совершенствованию аэродромов и военных баз. Так, в ноябре 2018 года военные инженеры завершили строительство новой взлётно-посадочной полосы длиной 3450 м на аэродромном комплексе Бельбек в Крыму.
История
Модификации Ту-22М
Модификации Ту-22М | Отличительные особенности |
Ту-22М1 | Ту-22М1 начали разрабатывать в 1970 году. Масса планера снижена на 3 тонны. Полностью конструктивно переработаны форма планера, воздухозаборники. Двигатели расположили в гондолах по обеим сторонам фюзеляжа. Самолёт оборудовали крылом изменяемой стреловидности с совершенно новой геометрией.
М1 стал первой модификацией, на которую установили систему управления АБСУ-145 с электродистанционным каналом крена. Модифицировано основное вооружение — ракета Х22. Двигатель — НК-144. Количество построенных самолётов — 5. Использовались в испытаниях для доводки систем и конструктивных узлов. Серийно не строились |
Ту-22М2 | Планировалась постройка модификации М3 с силовой установкой НК-23. Но в серию самолёт пошел с двигателями НК-144-2 (форсажная тяга 20000 даН).
Самолёт оборудовали структурированной системой управления:
Принят на вооружение летом 1976 года. Серийно строился до 1983 года (211 единиц). Недостатки модификации — несогласованность бортовых систем аппаратуры. Доработки серийных самолётов проводились прямо в военных гарнизонах |
Ту-22М3 | В модификацию М3, которая строилась с 1974 года внесён ряд существенных изменений:
Воздухозаборники расположили аналогично конструкции МиГ-25 — под углом к фюзеляжу. Самолёт оборудован новой системой электроснабжения. Изменена конструкция штанги топливозаправки. Серийно производился до 1993 года |
Ту-22М3Р | Разведывательный вариант Ту-22М3. Основные задачи — целеуказание и постановка помех средствам ПВО противника. Выпускался с 1985 года. Общее количество построенных и переоборудованных по проекту самолётов — 12 единиц |
Ту-22М4 | С 1984 года разрабатывался вариант с установкой двигателей НК-32. Переоборудованию подверглись БРЭО (новая РЛС «Обзор») и бортовые средства поражения (ракеты Х-32 и Х-15, УПАБ-1500). В 1990 году работы по доводке модификации остановлены |
Ту-22М3М | Последняя актуальная модификация Ту-22М. До 2020 года коллектив Казанского авиапредприятия должен провести модернизацию авиапарка из 30 машин. Самолёт модифицируется под ракету класса «воздух-поверхность» Х-32 с защищённой от внешних помех головкой самонаведения. Изменения систем и узлов проекта М4 подвергнутся минимальным изменениям:
|
Новейшая модификация знаменитого бомбардировщика — Ту-22М3М
ВАРИАНТЫ ТУ-22М3
Помимо основных вариантов дальнего ракетоносца-бомбардировщика, вооружённого бомбами и ракетами Х-22, ОКБ подготовило и передало в производство несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся составом вооружения и оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппаратуры разведки и целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами. Ещё в 1970-е гг. применительно к Ту-22М2 начались работы по оснащению его ракетами малой дальности Х-15. В 1980-е гг. они увенчались успехом – Ту-22М3 получил вариант вооружения с Х-15 на фюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на крыльевых катапультных установках. Но в дальнейшем из-за изменения тактических взглядов на применение комплекса и его составных элементов от их использования отказались.
В декабре 1985 г. начались лётные испытания дальнего разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3.
Он предназначался для замены в строевых частях самолётов Ту-22Р. Новый разведчик был оснащён современным комплексом фото- и радиотехнической разведки, который в сочетании с высокими лётными качествами обеспечивал значительное увеличение эффективности воздушной разведки. В 1989 г. его под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство.
Для замены постановщиков помех Ту-22ПД в 1970-е гг. предприняли попытку создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ переоборудовали серийный Ту-22М2, получивший обозначение Ту-22МП. Он проходил испытания, но в серию и на вооружение не передавался из-за недоведённости комплекса РЭП.
Как отмечалось выше, на Ту-22М3 предполагалось устанавливать двигатели типа НК-32, тем самым улучшая его характеристики и унифицируя с Ту-160. Для испытаний новой силовой установки переоборудовали серийный Ту-22М3 № 4504, но до монтажа новых двигателей дело не дошло. В дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для испытаний новых образцов оборудования и вооружения. В 1992 г. ОКБ совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22М3 создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначенную для проведения натурных лётных аэродинамических исследований.
Помимо перечисленных построенных вариантов Ту-22М, в ОКБ прорабатывалось несколько модификаций, работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 г. для авиации ВМФ подготовили техническое предложение по кардинальной модернизации Ту-22М, получившее обозначение «45М». Самолёт должен был оснащаться двумя двигателями НК-25, и по своей аэродинамической компоновке в какой-то степени напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение включало две ракеты Х-45. Дальше технического предложения работы по «45М» не пошли, так как проект предполагал не модернизацию, а фактически создание и освоение в серии нового сложного самолёта, против чего категорически возражало руководство предприятия, осуществлявшего серийный выпуск.
Имелись проекты создания дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способного бороться не только с ударными самолётами на больших удалениях от защищаемых объектов, но и с самолётами ДРЛО, соединениями транспортных машин, а также самому выполнять ударные функции. В нём фактически предлагали вернуться к идеям, заложенным в проект дальнего тяжёлого истребителя-перехватчика Ту-148 с крылом изменяемой стреловидности.
Известны и другие проекты развития Ту-22М на основе применения модернизированных двигателей и новых систем оборудования и вооружения, например, прорабатывались модификации Ту-22М4 и Ту-22М5. В начале 2000-х гг. ОКБ вышло с предложением по созданию на базе Ту-22М3 авиационно-космической системы «Скиф».
В настоящее время ОАО «Туполев» в тесном сотрудничестве с другими предприятиями и организациями отечественного ВПК продолжает работать над дальнейшей модернизацией Ту-22М3. Новый вариант Ту-22М3 получил обозначение Ту-22М3М. Самолёт должен получить новое вооружение и обновлённое радиоэлектронное оборудование, позволяющее значительно поднять ударный потенциал машины и всего комплекса в целом. После этого самолет получит возможность применять высокоточное оружие класса «воздух-поверхность», в частности, УР Х-32.До 2020 г. в вариант Ту-22М3М планируется переделать 30 бомбардировщиков Ту-22М3 ВВС России.
Страницы
Конструкция Ту-22М3
По своим характеристикам самолет Ту-22М3 получился гораздо мощнее зарубежных представителей данного класса по дальности полета, развиваемой скорости, и грузоподъемности. Секрет конструкции машины заключался в особенностях строения стреловидных крыльев, которые способны менять свою геометрическую форму. Крыло самолета состоит из недвижимой части и оперения из легких алюминиевых сплавов. Элементы оперения меняют свою направленность в зависимости от скорости движения машины.
Двигатели
Мощные двигатели нового поколения способны выработать колоссальную мощность. Пилотирование бомбардировщиком осуществляется с помощью системы электроснабжения или гидромеханикой при выходе первой со строя. Топливные баки расположены в разных местах всего корпуса самолета. На один летный час Ту-22М3 требуется работа 51 человеко-час работы инженеров и оборудования.
Кабина пилотов
Кабина пилотов оснащена развитым набором оборудования. Комплекс для пилотирования и навигации позволяет машине самостоятельно добираться до заданной точки маршрута. В самолете присутствуют радиолокационная станция и система радиоэлектронного подавления, которые отвечают за разведывательные мероприятия, установку помех и оповещение в случае обнаружения машины радарами. Инфракрасная станция призвана обнаружить приближение ракет к авианосцу.
Боевой комплекс
Боевой комплекс самолета может включать в себя ракеты «воздух-земля» в количестве трех штук, баллистические ракеты, рассчитанные на наземные цели, в числе десяти экземпляров и бомбы обычного или ядерного плана массой до 12 тонн. Кроме этого, машина снабжена скорострельной пушкой, призванной служить для обороны авианосца.
Самолет оборудован мощным световым оснащением. Снизу корпус окрашен в белый цвет, а по бокам и сверху — в серый и зеленый. Это своего рода камуфляж для улучшения скрытности ракетоносца. В 1990-х популярность среди членов экипажей получила окраска борта в виде ярких устрашающих фигур.
Для контроля за состоянием полета на борту установлены бортовые самописцы и средства видеофиксации. Все единицы авиатехники обязательно снабжены системой добровольного и принудительного катапультирования, которое осуществляется по направлению вверх с защитным шлемом на лице. Самолет покидается в следующем порядке: оператор, штурман, летчик, командир. Решение о принудительном катапультировании принимает командир корабля.
Самолет оснащен современной системой кондиционирования и очистки воздуха и средствами пожаротушения
Наличие этого оборудования жизненно важно в условиях боевых вылетов и учений на сверхзвуковой скорости