«межконтинентальный бомбардировщик»: какие задачи будет выполнять самолёт ту-22м3м

Эксплуатация и экспорт

В разные периоды службы бомбардировщиков возникали сообщения о возможном экспорте Ту-22М3 в другие страны, однако большинство из них не имеют официального подтверждения. Иран планировал закупить семь единиц техники для проведения воздушных миссий в условиях назревающего военно-политического конфликта. Правительство РФ опровергло данную информацию.

В 2013 году в сеть просочилась информация о покупке Китаем двадцати пяти самолетов, что также не получило точного подтверждения. До этого велись переговоры о поставке машин в Индию, а также предоставлении нескольких экземпляров в лизинг. Однако по различным причинам решения не были воплощены в реальность.

В годы своего существования с момента запуска бомбардировщики Ту-22М3 располагались в различных городах СССР, России и стран СНГ. После распада Советского Союза техника была отозвана из Беларуси в Россию. В Украине машины эксплуатировались до 2003—2006 годов, после чего были уничтожены. Один экземпляр Ту-22М3 находится в музее в качестве экспоната. На сегодняшний день рабочие самолеты дислоцируются в Калужской, Мурманской, Рязанской и Иркутской областях.

Самолет несет важное стратегическое значение в развитии оборонного комплекса Российской Федерации. Его непревзойденные характеристики позволяют поддерживать преимущество военной авиации своего государства

Танец с «кинжалами»

В версии Т-22М3М систему дозаправки самолёту вернут, а заодно проведут множество усовершенствований авионики, систем радиоэлектронной борьбы и добавят ракетоносцу новое вооружение. Предполагается обучить Ту-22М3М использовать Х-32 — современную версию крылатой противокорабельной ракеты с дальностью полёта до тысячи километров, а также включить в состав вооружения российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс   Кинжал» X-47М2.

https://youtube.com/watch?v=THEp6N-9BoQ

ПускКинжала» с МиГ-31

По идее, Ту-22 сможет нести четыре такие ракеты, что сделает его идеальнымскальпелем» — инструментом для нанесения хирургически точных ударов по позициям противника с безопасного расстояния.

А что же с договором СНВ‑3?

Тридцать модернизированных машин, по словам экспертов,влезут» в выделенные России 700 развёрнутых носителей и 1550 боезарядов. Есть даже предположения, что Ту-22М3М может получить двигатели НК-32 — но это станет возможным, если их выпуск развернут к нужному сроку. Сейчас их хотят устанавливать на стратегические бомбардировщики Ту-160, возобновление производства которых анонсировали совсем недавно.

Так что уже в 2021–2022 годах в составе российских ВКС появится новый-старый   убийца авианосцев» и носитель гиперзвукового оружия. Можно ли желать для самолёта лучшей судьбы?

Описание и характеристики сорта

При выведении голубики «Нортланд» в качестве родительской пары селекционеры использовали высокорослый сорт и компактный гибрид. В результате дочернее растение имеет средние габариты.

Подробное описание сорта:

  • Высота взрослого куста доходит максимум до 1,2 м.
  • У голубики «Нортланд» мощный ствол и раскидистая густая крона.
  • Корневая система мочковатая, неглубоко залегающая, без всасывающих волосков.
  • Побеги прямостоячие, окрашены в зеленый цвет, хорошо держат снеговую нагрузку.
  • Размер листьев в длину не более 3 см.
  • Поверхность листовых пластин гладкая, блестящая.
  • Окраска листьев летом ярко-зеленая, осенью – красная.
  • Цветки мелкие, колокольчатой формы, бледно-розовой окраски, собраны в кисти.
  • Ягоды светло-голубые с сизым налетом, размером до 1,6 см.
  • Мякоть плодов плотная, сладкая, с выраженным ароматом.

Период цветения начинается в мае и продолжается около 3 недель. Сорт среднеспелый – к сбору урожая можно приступать в середине июля. Ягоды снимают каждые 2–3 дня в течение 2 недель. Делать это нужно обязательно, так как спелая голубика склонна к осыпанию.

Плоды можно употреблять в свежем виде и использовать для приготовления компотов, варенья, джема. Ягоды не теряют своих полезных свойств после заморозки.

В плодоношение кустарник вступает на второй год посадки. В среднем с одного растения можно получить 4–5 кг ягод. При особо тщательном уходе можно добиться повышения урожайности в 1,5–2 раза. Продуктивный период голубики «Нортланд» продолжается до 30 лет.

Осенью растение становится очень нарядным и украшает своим видом участок, можно посадить кустарник рядом с входом в дом или возле ворот, и он будет нести еще и декоративную функцию.

Возможные заболевания и вредители

Сорт отличается повышенной устойчивостью к типичным для культуры заболеваниям. Возможно поражение кустарника грибком, но только при нарушении агротехники. В этом случае на голубике может развиться:

  • рак стебля;
  • серая гниль;
  • физалоспороз;
  • монилиоз.

Больной куст лучше выкопать и утилизировать путем сжигания.

Следует обязательно проводить профилактические опрыскивания от вредителей. На голубике обычно паразитируют:

  • почковый клещ;
  • тля;
  • цветоед.

До начала плодоношения кустарник периодически обрабатывают подходящим инсектицидом, лучше использовать биопрепараты («Актофит», «Фитоверм», «Дачник»). В период созревания ягод вредителей можно отпугивать, опудривая куст табачной пылью или обрабатывая растительными настоями (полыни, помидорной ботвы, листьев и корней одуванчика).

Достоинства и недостатки  голубики «Нортланд»

Голубика «Нортланд» имеет немало достоинств, позволяющих делать выбор в ее пользу на протяжении многих десятилетий. Из основных преимуществ можно выделить:

  • устойчивость к сильным морозам (до -35° C);
  • ранее начало плодоношения;
  • компактные размеры куста;
  • отличные товарные качества ягод;
  • высокая продуктивность в течение многих лет;
  • устойчивость к заболеваниям;
  • неприхотливость в уходе;
  • декоративный внешний вид.

Чтобы воспользоваться всеми плюсами сорта, необходимо учитывать ряд условий, необходимых «Нортланду» для обильного плодоношения.

К недостаткам этой голубики относят:

  • плохую переносимость засухи;
  • необходимость защищать кустарник от сквозняков и сильного ветра;
  • медленный процесс укоренения саженцев.

К тому же, если на участке посадить только один куст, высоких урожаев не будет. Требуется посадка нескольких экземпляров поблизости, чтобы обеспечить процесс перекрестного опыления.

Как и любая другая голубика, «Нортланд» требует посадки в грунт с высоким показателем кислотности. Уровень pH необходимо постоянно контролировать и принимать меры в случае его снижения.

Одна штанга, а сколько паники! (Ту-22М2)

В ночь на 15 мая 1976 года серийный Ту-22М2 (командир корабля В.П.Борисов) выполнил испытательный полёт на максимальную дальность. Полет был засечен средствами космической разведки США. И уже через сутки карта полёта была в распоряжении американской делегации в Женеве на переговорах по сокращению стратегических наступательных вооружениях ОСВ-2. Причиной такой паники со стороны американцев стал всего один параметр полета — его дальность: 7000 км с одной дозаправкой в воздухе. Несмотря на все усилия делегации СССР и её руководителя, министра иностранных дел А.А. Громыко, американская сторона всё же смогла настоять на включении Ту-22М2 в список стратегических сил СССР, хотя для этой машины с работой по территории США был ряд сложностей слабо преодолимого характера. В итоге договорились о демонтаже штанг дозаправки и ограничении серийного производства Ту-22М 30 машинами в год.

Основное оружие самолёта — противокорабельная гиперзвуковая (скорость до 3.5 М) крылатая ракета Х-22Н способна только на то, чтобы устроить в борту корабля маленькую дырочку (площадью до 22 м² и глубиной до 12 метров). Вот этой-то скромной ракеты и боялись американцы, потому что во второй половине 70-х ни одна ПВО в мире не могла гарантированно парировать залп таких ракет (банально не было зенитных ракет с аналогичной скоростью). Именно полки морских Ту-22М2 и были советским ответом на американские авианосные ударные группы.

Однако и с бомбами Ту-22М2 может многое. За один заход свободнопадающими бомбами можно накрыть площадь до 25 гектаров (около 35 футбольных полей). Возможности прицельного оборудования позволяют попасть одиночной (и, заметим, очень умеренной) бомбой в сортир сарай с умеренным террористом с высоты 10 км.

Ту-22М2, хорошо видно обтекатель штанги топливоприемника.

Достоинства и недостатки

Так как первые модификации Ту-22 давно стали историей, для оценки лучших и худших качеств уместно использовать бомбардировщик модификации Ту-22М.

К числу достоинств машины лётчики ТБАП относили следующие:

  • превосходная путевая устойчивость самолёта на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях;
  • лёгкий и быстрый набор высоты;
  • хорошие разгонные характеристики;
  • хороший обзор из кабины пилотов;
  • отличная система автоматизированного управления;
  • современный (для середины семидесятых годов) прицельно-навигационный комплекс.

Недостатков у самолёта, по отзывам пилотов строевых частей, было хоть отбавляй:

  • сильная вибрация при посадке, обусловленная недоработками шасси;
  • деформация обшивки фюзеляжа из-за сильного нагрева на высоких скоростях;
  • сложность пилотирования;
  • большое количество различных автоматических систем управления;
  • частые отказы САУ в полёте;
  • слабая эффективность бортовой аппаратуры РЭБ;
  • недостаточная унификация бортового оборудования.

Последний недостаток обобщал все отрицательные черты сложнейшей для управления и обслуживания крылатой машины.

За огромное количество недоделок и мало изученных мест в конструкции Ту-22М получил в строевых частях саркастическое прозвище «всепогодный дефектоносец». Вдобавок ко всему, большинство взлётных полос аэродромов пришлось удлинять до 3 км в связи с тем, что длина разбега вплотную приблизилась к этой цифре.

Каждый третий из испытывавшихся или поступивших в войска самолётов взлетел на один раз больше, чем удачно приземлился…

Другие пионеры авиации

Боевое применение

Первые удары по реальным целям бомбардировщик Ту-22М3 нанес еще до его официального принятия на вооружение ВВС. Произошло это в 1988 году, когда самолеты привлекли для обеспечения выхода советских войск с территории Афганистана. Ранее, начиная еще с 1984 года, по моджахедам уже наносили бомбовые удары самолеты Ту-22М2.

Первый вылет состоялся 31 октября 1988 года. Самолеты взяли на борт авиабомбы ФАБ-3000, сбросив их на позиции противника, расположенные в районе Кандагара. Удары наносились по горным массивам и «зеленке», а 3 ноября – по окрестностям населенного пункта Джалез, где разведка обнаружила крупное бандформирование.

Затем Ту-22М3 использовали для охоты за «ракетчиками», затаившимися близ Кабула и обстреливавшими столицу ДРА неуправляемыми реактивными снарядами. Особого успеха бомбардировщики не добились, что и неудивительно – ведь это была стрельба из пушек по воробьям.

Ту-22М3 взлетают с аэродрома Мары-2, отправляясь на бомбежку позиций моджахедов.

Бомбардировки продолжались вплоть до 14 февраля 1989 года (то есть до дня вывода войск). Как правило, на задание уходила восьмерка самолетов, а основным боеприпасом так и остались трехтонные бомбы. В декабре 1988 года делались попытки заменить их на ФАБ-500, но эффект от их взрыва выглядел незначительным.

В декабре 1994 года шесть бомбардировщиков Ту-22М3 были использованы для нанесения ударов по незаконным вооруженным формированиям на территории Чеченской республики. В последующем эти самолеты в «чеченских войнах» уже не участвовали – для них не было подходящих целей.

В августе 2008 года Ту-22М3 впервые был сбит. Это произошло в ходе операции по «принуждению к миру» Грузии. Самолет стал жертвой зенитно-ракетного комплекса (скорее всего ЗРК «Бук», привезенного из Украины). Спастись удалось только командиру экипажа. К сожалению, подробности использования Ту-22М3 в этом конфликте до сих пор остаются неизвестными.

Начиная с ноября 2015 года, бомбардировщики Ту-22М3 применяются для нанесения ударов по террористическим группировкам на территории Сирии. Всего для этого привлечено 14 самолетов, в состав оборудования которых включили специальную прицельную станцию. С её помощью, как сообщается, удалось радикально повысить точность бомбометания.

Ту-22М3 сбрасывают бомбы по целям на территории Сирии.

Вообще говоря, целесообразность применения столь дорогих сложных и дорогих машин в Сирии сомнительна. Из-за отсутствия подходящих аэродромов они вынуждены вылетать с территории России, а это обозначает, что на борту можно разместить лишь незначительное количество бомб. В результате ударная мощь Ту-22М3 примерно сравнялась с показателями куда более дешевых Су-24.

Атаковать свою «главную цель», то есть американские авианосцы, бомбардировщикам Ту-22М3 так и не довелось. Однако в 2002 году в США был снят фильм The Sum of All Fears, где такую атаку всё-таки продемонстрировали:

Автор статьи:
Akiva Content

«Расширение боевого потенциала»

Модернизация Ту-22М3М предусматривает проведение капитально-восстановительного ремонта, в ходе которого работники КАЗ снимают двигатели, оборудование, демонтируют проводку. Затем проводятся мероприятия по укреплению планера самолёта, устанавливаются новые агрегаты и аппаратура. По факту заводской цех покидает практически новая машина.   

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что модернизация Ту-22М3М обусловлена множеством факторов, в частности экономических. Стоимость авиатехники нового поколения и средств поражения в мире значительно возросла. По этой причине ведущие державы активно модернизируют уже стоящие на вооружении машины. 

Также по теме

«Наращивать скорость»: зачем Минобороны планирует оснастить Су-57 перспективной противокорабельной ракетой

Истребители пятого поколения Су-57 получат на вооружение перспективную противокорабельную ракету, рассказал замминистра обороны России…

Корнев считает, что «новый самолёт — это всегда очень дорогое удовольствие с негарантированным положительным результатом». 

«Не совсем удачный опыт США — яркое тому подтверждение, например разработка истребителей F-35. Поэтому решение о модернизации парка Ту-22М3М можно назвать рациональным. Бомбардировщик зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Капитально-восстановительный ремонт позволит продлить ресурс планера, а установка новой аппаратуры — обеспечить применение новейшего оружия», — пояснил эксперт.

В материалах ПАО «Туполев» говорится, что Ту-22М3М оснащён современным комплексом цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. Он позволяет автоматизировать управление самолётом, упростить процесс навигации и применения оружия.

В частности, бомбардировщик оборудован новыми средствами защиты от ракет, информационно-управляющей системой, прицельно-навигационным комплексом СВП-24, комплексом радиоэлектронной борьбы и радиолокационной станцией. Кроме того, на самолёте установлены усовершенствованные двухконтурные двигатели НК-25.

«Замена 80% БРЭО позволила повысить точность навигации и уровень автоматизации управления самолётом, упростить его техническое обслуживание и предполётную подготовку… Результатом проведённых работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса», — сообщается на сайте ПАО «Туполев».

  • Бомбардировщик Ту-22М3 наносит удар по объектам террористов в провинции Дейр эз-Зор в Сирии
  • РИА Новости

Экипаж Ту-22М3М остался прежним. Машиной управляют четыре человека: командир корабля, второй пилот, штурман-навигатор и штурман-оператор, который осуществляет пуски бомб и ракет. Однако пилотирование бомбардировщика, как утверждает разработчик, стало более удобным и простым.

Важной особенностью самолёта является унификация БРЭО с Ту-160. На обеих машинах установлены практически одни и те же системы, что позволяет сэкономить средства на модернизацию

Кроме того, экипаж Ту-22М3М сможет управлять «Белым лебедем» — и наоборот.

Корнев отметил, что внешне Ту-22М3М ничем не отличается от предшественника, небольшие изменения были внесены только в конструкцию носового обтекателя. Однако, как отметил эксперт, модернизированный бомбардировщик значительно превосходит советскую машину по боевым и эксплуатационным характеристикам.

«Внешность, как говорится, обманчива. К тому же альтернативы Ту-22М3М нет. Он занимает уникальную нишу между стратегической и оперативно-тактической авиацией. А после модернизации самолёт сможет выполнять задачи стратегов, усилив потенциал воздушного компонента ядерной триады России», — сказал Корнев.

Юрий Кнутов, в свою очередь, отмечает, что в ближайшие годы будет расширена география применения Ту-22М3М благодаря программе Минобороны по совершенствованию аэродромов и военных баз. Так, в ноябре 2018 года военные инженеры завершили строительство новой взлётно-посадочной полосы длиной 3450 м на аэродромном комплексе Бельбек в Крыму.

История

Модификации Ту-22М

Модификации Ту-22М Отличительные особенности
Ту-22М1 Ту-22М1 начали разрабатывать в 1970 году.  Масса планера снижена на 3 тонны. Полностью конструктивно переработаны форма планера, воздухозаборники. Двигатели расположили в гондолах по обеим сторонам фюзеляжа. Самолёт оборудовали крылом изменяемой стреловидности с совершенно новой геометрией.

М1 стал первой модификацией, на которую установили систему управления АБСУ-145 с электродистанционным каналом крена.

Модифицировано основное вооружение — ракета Х22.

Двигатель — НК-144. Количество построенных самолётов — 5. Использовались в испытаниях для доводки систем и конструктивных узлов. Серийно не строились

Ту-22М2 Планировалась постройка модификации М3 с силовой установкой НК-23. Но в серию самолёт пошел с двигателями НК-144-2 (форсажная тяга 20000 даН).

Самолёт оборудовали структурированной системой управления:

  • навигационный комплекс НК-45 (БЦВМ «Орбита-10ТС-45»);
  • АБСУ-145М.
  • РЛС ПНА с двухканальным панорамным прицелом;
  • телеоптический бомбардировочный прицел ОПБ-15Т с восьмикратным увеличением.
  • телевизионный прицел для стрелкового вооружения ТП-1КМ.
  • станция РЭБ «Сирень»

Принят на вооружение летом 1976 года. Серийно строился до 1983 года (211 единиц).

Недостатки модификации — несогласованность бортовых систем аппаратуры. Доработки серийных самолётов проводились прямо в военных гарнизонах

Ту-22М3 В модификацию М3, которая строилась с 1974 года внесён ряд существенных изменений:

  • заменена силовая установка (два НК-25).
  • модернизировано практически всё бортовое оборудование системы управления.
  • улучшены аэродинамические качества планера.
  • за счёт изменения некоторых конструктивных элементов снижена масса пустого самолёта.

Воздухозаборники расположили аналогично конструкции МиГ-25 — под углом к фюзеляжу.

Самолёт оборудован новой системой электроснабжения.

Изменена конструкция штанги топливозаправки.

Серийно производился до 1993 года

Ту-22М3Р Разведывательный вариант Ту-22М3. Основные задачи — целеуказание и постановка помех средствам ПВО противника. Выпускался с 1985 года. Общее количество построенных и переоборудованных по проекту самолётов — 12 единиц
Ту-22М4 С 1984 года разрабатывался вариант с установкой двигателей НК-32. Переоборудованию подверглись БРЭО (новая РЛС «Обзор») и бортовые средства поражения (ракеты Х-32 и Х-15, УПАБ-1500). В 1990 году работы по доводке модификации остановлены
Ту-22М3М Последняя актуальная модификация Ту-22М. До 2020 года коллектив Казанского авиапредприятия должен провести модернизацию авиапарка из 30 машин. Самолёт модифицируется под ракету класса «воздух-поверхность» Х-32 с защищённой от внешних помех головкой самонаведения. Изменения систем и узлов проекта М4 подвергнутся минимальным изменениям:

  • новая система управления оружием;
  • улучшение бортовой системы электроснабжения;
  • применение нового комплекса управления прицельно-вычислительной системой СВП-24-22 «Гефест»

Новейшая модификация знаменитого бомбардировщика — Ту-22М3М

ВАРИАНТЫ ТУ-22М3

Помимо основных вариантов даль­него ракетоносца-бомбардировщика, вооружённого бомбами и ракетами Х-22, ОКБ подготовило и передало в производство несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся составом во­оружения и оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппарату­ры разведки и целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами. Ещё в 1970-е гг. применительно к Ту-22М2 начались ра­боты по оснащению его ракетами малой дальности Х-15. В 1980-е гг. они увенча­лись успехом – Ту-22М3 получил вариант вооружения с Х-15 на фюзеляжной мно­гопозиционной катапультной установке и на крыльевых катапультных установках. Но в дальнейшем из-за изменения так­тических взглядов на применение комплекса и его составных элементов от их использования отказались.

В декабре 1985 г. начались лётные ис­пытания дальнего разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3.

Он предназначался для замены в стро­евых частях самолётов Ту-22Р. Новый разведчик был оснащён современным комплексом фото- и радиотехнической разведки, который в сочетании с высо­кими лётными качествами обеспечивал значительное увеличение эффектив­ности воздушной разведки. В 1989 г. его под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство.

Для замены постановщиков помех Ту-22ПД в 1970-е гг. предприняли по­пытку создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ переобору­довали серийный Ту-22М2, получивший обозначение Ту-22МП. Он проходил ис­пытания, но в серию и на вооружение не передавался из-за недоведённости комплекса РЭП.

Как отмечалось выше, на Ту-22М3 предполагалось устанавливать двига­тели типа НК-32, тем самым улучшая его характеристики и унифицируя с Ту-160. Для испытаний новой силовой установ­ки переоборудовали серийный Ту-22М3 № 4504, но до монтажа новых двига­телей дело не дошло. В дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для испытаний новых образцов оборудования и во­оружения. В 1992 г. ОКБ совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22М3 создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначен­ную для проведения натурных лётных аэродинамических исследований.

Помимо перечисленных построенных вариантов Ту-22М, в ОКБ прорабатыва­лось несколько модификаций, работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 г. для авиации ВМФ подготовили техническое предло­жение по кардинальной модернизации Ту-22М, получившее обозначение «45М». Самолёт должен был оснащаться двумя двигателями НК-25, и по своей аэродина­мической компоновке в какой-то степе­ни напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение включало две ракеты Х-45. Дальше технического предложения работы по «45М» не пош­ли, так как проект предполагал не модер­низацию, а фактически создание и освоение в серии нового сложного самолёта, против чего категорически возражало руководство предприятия, осуществляв­шего серийный выпуск.

Имелись проекты создания дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способ­ного бороться не только с ударными самолётами на больших удалениях от за­щищаемых объектов, но и с самолётами ДРЛО, соединениями транспортных ма­шин, а также самому выполнять ударные функции. В нём фактически предлагали вернуться к идеям, заложенным в проект дальнего тяжёлого истребителя-перехватчика Ту-148 с крылом изменяемой стреловидности.

Известны и другие проекты развития Ту-22М на основе применения модерни­зированных двигателей и новых систем оборудования и вооружения, например, прорабатывались модификации Ту-22М4 и Ту-22М5. В начале 2000-х гг. ОКБ вы­шло с предложением по созданию на базе Ту-22М3 авиационно-космической системы «Скиф».

В настоящее время ОАО «Туполев» в тесном сотрудничестве с другими предприятиями и организациями отечественного ВПК продолжает работать над дальнейшей модернизацией Ту-22М3. Новый вариант Ту-22М3 получил обозначение Ту-22М3М. Самолёт должен получить новое воору­жение и обновлённое радиоэлектронное оборудование, позволяющее значитель­но поднять ударный потенциал машины и всего комплекса в целом. После этого самолет получит возможность применять высокоточное оружие класса «воздух-поверхность», в частности, УР Х-32.До 2020 г. в вариант Ту-22М3М планируется переделать 30 бомбардировщиков Ту-22М3 ВВС России.

Страницы

Конструкция Ту-22М3

По своим характеристикам самолет Ту-22М3 получился гораздо мощнее зарубежных представителей данного класса по дальности полета, развиваемой скорости, и грузоподъемности. Секрет конструкции машины заключался в особенностях строения стреловидных крыльев, которые способны менять свою геометрическую форму. Крыло самолета состоит из недвижимой части и оперения из легких алюминиевых сплавов. Элементы оперения меняют свою направленность в зависимости от скорости движения машины.

Двигатели

Мощные двигатели нового поколения способны выработать колоссальную мощность. Пилотирование бомбардировщиком осуществляется с помощью системы электроснабжения или гидромеханикой при выходе первой со строя. Топливные баки расположены в разных местах всего корпуса самолета. На один летный час Ту-22М3 требуется работа 51 человеко-час работы инженеров и оборудования.

Кабина пилотов

Кабина пилотов оснащена развитым набором оборудования. Комплекс для пилотирования и навигации позволяет машине самостоятельно добираться до заданной точки маршрута. В самолете присутствуют радиолокационная станция и система радиоэлектронного подавления, которые отвечают за разведывательные мероприятия, установку помех и оповещение в случае обнаружения машины радарами. Инфракрасная станция призвана обнаружить приближение ракет к авианосцу.

Боевой комплекс

Боевой комплекс самолета может включать в себя ракеты «воздух-земля» в количестве трех штук, баллистические ракеты, рассчитанные на наземные цели, в числе десяти экземпляров и бомбы обычного или ядерного плана массой до 12 тонн. Кроме этого, машина снабжена скорострельной пушкой, призванной служить для обороны авианосца.

Самолет оборудован мощным световым оснащением. Снизу корпус окрашен в белый цвет, а по бокам и сверху — в серый и зеленый. Это своего рода камуфляж для улучшения скрытности ракетоносца. В 1990-х популярность среди членов экипажей получила окраска борта в виде ярких устрашающих фигур.

Для контроля за состоянием полета на борту установлены бортовые самописцы и средства видеофиксации. Все единицы авиатехники обязательно снабжены системой добровольного и принудительного катапультирования, которое осуществляется по направлению вверх с защитным шлемом на лице. Самолет покидается в следующем порядке: оператор, штурман, летчик, командир. Решение о принудительном катапультировании принимает командир корабля.

Самолет оснащен современной системой кондиционирования и очистки воздуха и средствами пожаротушения

Наличие этого оборудования жизненно важно в условиях боевых вылетов и учений на сверхзвуковой скорости

Примеры[править]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector