Топ самых быстрых авианосцев и линкоров в мире
Содержание:
- Введение
- Заслуженный отдых
- Номер 9: авианосец класса «Джеральд Р. Форд»
- Навигация
- Примечания
- Вооружение линкора «Ямато»
- Боевая эффективность
- Линкоры по странам
- Организационная структура
- Международные морские договоры
- Топ-3 гигантов из Америки
- Породы овец мясного направления: характеристика и показатели самых крупных баранов
- Отдых в Турции в 2021 году: что нового для россиян? безопасно ли?
- Японские близнецы-гиганты
- • 10 самых больших кораблей в мире
- Пузыреплодник в ландшафтном дизайне
- Первоначальные требования к проектам линкоров А-140:
- Номер 2: экраноплан «Лунь»
- Гонка вооружений
- Начало производства кораблей
Введение
Авианосцы — это как бы часть недвижимого имущества страны в открытом море. Наверняка каждая страна в мире хотела бы иметь как можно больше авианосцев. Потребность в авианосцах, по крайней мере, во время Первой и Второй мировых войнах заключалась в доставке самолётов в место боестолкновения с материка, а это было крайне затруднительно учитывая размах театра боевых действий и скорости самолётов прошлого века. Поэтому имело смысл иметь такие авианосцы, которые обеспечивали бы присутствие страны в международных водах, вдали от ее собственных границ.
Большие размеры кораблей ставили перед армией два важных вопроса — могут ли авианосцы держаться подальше от огня противника? И могут ли они двигаться быстро, если они нужны в другом месте? Первый вопрос возникает из-за того, что авианосцы из-за своих размеров становятся легкими целями для огня противника. Но с радаром, сонаром, эсминцами и меньшими кораблями, действующими как глаза, уши и во многих случаях способные дать ответный огонь, первый вопрос решается. Противнику было бы легче обойти авианосец, если бы он, чем даже попытаться приблизиться. Это оставляет нас со вопросом скорости и ответ на него простой — они быстры.
Как быстро? Давайте выясним.
Заслуженный отдых
В 90-е годыбольшую четвёрку» окончательно вывели из списков флота. Но это не помешало им забирать человеческие жизни. Так, в октябре 1998 года наНью-Джерси» погиб один из нанятых гражданских рабочих — 61-летний Артуро Баронья. Бедняга получил по голове выскочившим из-под натяжения канатом для швартовки и умер через три часа после инцидента.
Все красавцы-линкоры стали кораблями-музеями — сегодня посетить их может каждый. Один изайов», а именноМиссури», засветился в голливудском кино, причём целых два раза. В фильмахВ осаде»(правда, сами съёмки проходили на одном из линкоров типаСаут Дакота») иМорской бой», где ветеран Второй мировой лихо топил инопланетян.
ЛинкорМиссури» в фильмеМорской бой»(2012)
Интересно, что всеайовы» переоборудованы в музеи так, чтобы это не повредило корабельным системам. То есть в экстренной ситуации, вроде того же нападения инопланетян, их можно будет относительно быстро поставить в строй. И тогда могучие 406-мм орудия заговорят вновь.
Номер 9: авианосец класса «Джеральд Р. Форд»
В начале этой статьи я упоминал, что каждая страна пытается сделать свой собственный авианосец как можно более крупным. На сегодняшний день самым большим является как раз «Джеральд Р. Форд». Он имеет водоизмещение 100 000 тонн. Интересно, что при всём при этом он имеет достаточно быстрый ход – 30 узлов.
- Имя: Gerald R. Ford-Класс
- Страна: Соединенные Штаты Америки
- Максимальная скорость: 30 узлов [34.52 миль / ч или 55.57 км / ч]
- Вытерпели скорость: такие же как максимальная скорость
- Водоизмещение: 100 000 тонн при полной нагрузке
- Введен в эксплуатацию: 2017
- Статус: в активной службе
Корабли класса Ford планируются как замена классу Nimitz, который сам по себе составляет 97 000 тонн, но уже считается устаревшим. Внедрение новых технологий 21-го века в сочетании с новейшей системой вооружения делает носители класса Ford более смертоносными.
Навигация
Примечания
Вооружение линкора «Ямато»
Большое внимание уделялось тяжелому вооружению. Все разработки велись в строжайшей секретности
Ни одна страна в мире не должна была узнать о том, какое оборудование будет установлено на дредноутах «Ямато».
- Главный калибр включал три трехорудийные системы калибром 460 мм (тип 94). Максимальная дальность полета снаряда составляла 42 км. Для управления огнем использовались электромеханический вычислитель, 5 дальномеров, прибор слежения и другие элементы. В светлое время суток тяжелая артиллерия показывала хорошие характеристики, однако в темное время система управления огнем работала слабо. В новой части пушки размещались на башнях по линейно-возвышенной схеме, третья группа артиллерии находилась на корме.
- Средний калибр состоял из 12 155-мм орудий, размещенных на 3 четырехорудийных башнях. Каждая надстройка была оснащена дальномером. Пушки предназначались для обстрела вражеских берегов или кораблей неприятеля. Впоследствии их заменили на 127-мм зенитную артиллерию.
- Противовоздушная оборона представляла собой 6 спаренных 127-мм установок, 8 25-мм трехорудийных систем, 2 13,2-мм двухорудийных пулемета. В ходе войны стало понятно, что основной ударной силой являются самолеты, поэтому количество 127-мм зенитных пушек, рассчитанных на дальнее действие, было увеличено в два раза.
- Авиация включала 7 гидросамолетов и 2 катапульты.
Боевая эффективность
Общие сведения:
По техническим причинам раздел ПВО в карточке корабля справа — заполняется некорректно. Верные данные смотрите в инфографике ниже.
Армада: Yamato
Схема бронирования:
700px
bottom
Толщина брони, мм:
1
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм | |
---|---|---|
Обшивка | 32 | |
Палуба | Оконечности | 32…50 |
Центральная часть | 57 |
2
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм |
---|---|
Надстройки | 19…75 |
Боевая рубка | 270…500 |
3
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм |
---|---|
Носовой траверс | 25 |
Кормовой траверс | 25 |
Борт | 32 |
Палуба | 57 |
4
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм | |
---|---|---|
Башни ГК | Лоб | 650 |
Бок | 250 | |
Тыл | 190 | |
Крыша | 270 | |
Барбеты | 560 |
5
Толщина брони, мм:
Подробнее
Слой брони | Бронирование, мм |
---|---|
Носовой траверс + скосы бронепалубы | 340…350 |
Кормовой траверс + скосы бронепалубы | 340…350 |
Борт + скосы бронепалубы | 80…410 |
Палуба | 200 |
Общая
1
Обшивка
2
Надстройки
3
Каземат
4
Установки ГК
5
Цитадель
Достоинства и недостатки:
Достоинства:
- лучшая противоторпедная защита;
- большой запас очков боеспособности;
- лучшее бронирование;
- высокая дальность стрельбы;
- самый большой калибр орудий ГК.
Недостатки:
- долгое время поворота башен ГК;
- долгое время перекладки рулей;
- низкая скорость хода;
- посредственное вооружение ПВО;
- плохая маскировка.
Линкоры по странам
Линкоры России
Линкоры США
Линкоры Японии
Линкоры Англии
Линкоры Франции
Линкоры Италии
Линкоры Бразилии
«Минас Жерайс» 1910 год
Линкоры Австро-Венгрии
«Вирибус Унитис» 1912 год
Линкоры Грации
«Саламис» 1915 год
Линкоры Испании
«Эспанья» 1909 год
Организационная структура
Международные морские договоры
После Первой мировой всем странам стало очевидно, что дальнейшее развитие линкоров делает их слишком дорогими для любой экономики. Стала проблема: либо тратить огромные деньги, чтобы иметь современный флот, либо не тратить, но не иметь защиты от нападения стран, которые всё же продолжат улучшение и строительство линкоров.
В итоге ведущие морские державы заключили Вашингтонский морской договор, ограничивающий гонку морских вооружений. Этим договором стандартное водоизмещение линкоров ограничивалось 35560 тоннами, а главный калибр — 406 миллиметрами. Кроме того был ограничен общий тоннаж флотов и отдельных классов кораблей. Этот договор продолжал действовать до середины тридцатых годов.
В 1930 году Японией, Великобританией и США был дополнительно подписан Лондонский морской договор, согласно которому предусматривался вывод из эксплуатации части линкоров.
В 1936 году Великобританией, США и Францией был подписан Второй лондонский морской договор. При его подписании были представители от Италии и Японии, однако эти страны подписать договор отказались. Подобно Вашингтонскому, этим договором стандартное водоизмещение линкоров ограничивалось 35560 тоннами, а главный калибр — 356 миллиметрами. Однако в случае, если договор не будет подписан любой из стран Вашингтонского договора до 1 апреля 1937 года, то калибр разрешалось повысить до 406 мм.
Германия, после поражения в Первой мировой войне, согласно Версальскому договору была жёстко ограничена в силе своих вооружённых сил. В 1935 году Германия денонсировала Версальский договор и заключила Англо-германское морское соглашение, согласно которому могла иметь флот (в т.ч. линкоры) количеством 35% от Английского. Кроме того Германия обязалась исполнять все пункты Вашингтонского договора и Лондонского 1930 года.
В 1937 году было заключено Англо-советское морское соглашение, ограничивающее СССР количество линкоров двумя.
Yamato — самый крупный линкор в истории
Однако, Япония и Италия так и не присоединились к этим договорам, а Германия и СССР не воспринимали их всерьёз. В результате к концу 30-х годов XX века ограничения на размеры и мощь линкоров де-факто перестали действовать.
Топ-3 гигантов из Америки
«Айова» — линейный американский корабль длиной 270 метров с водоизмещением 58 тысяч тонн. Это один из самых выдающихся суден США, пускай даже и не самый большой корабль в мире. Линкор «Айова» впервые был спущен на воду в 1943 году и принимал участие во множестве морских сражений. Активно использовался в качестве сопровождающего для авианосцев, также применялся для поддержки сухопутных войск. В 2012 году был отправлен в Лос-Анджелес, где и находится сейчас в качестве музея.
А вот о «черном драконе» знает практически каждый американец. «Нью-Джерси» был прозван так за то, что наводил ужас одним своим присутствием на поле боя. Это самый большой в мире линкор в истории, который принимал участие во вьетнамской войне. Спущен на воду был в 1943 году и по своему типу был схож с кораблем «Айова». Длина судна составляла 270,5 метра. Это настоящий ветеран морских сражений, который в 1991 году был отправлен в порт города Камден. Там он находится и сейчас и служит достопримечательностью.
Породы овец мясного направления: характеристика и показатели самых крупных баранов
Отдых в Турции в 2021 году: что нового для россиян? безопасно ли?
Японские близнецы-гиганты
«Ямато» и «Мусаси» — два сверхлинкора, обладавших колоссальной огневой мощью, никак не проявили себя за всю войну. Водоизмещение обоих кораблей составляло фантастические 74 000 тонн, максимальная толщина брони — полметра стали.
Линкор «Ямато». Фото: waralbum.ru
Каждый из линкоров был вооружен девятью орудиями калибра 460 мм. Одна такая пушка весила 2820 т и была способна отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров.
Японское командование так сильно берегло «Ямато» и однотипный ему «Мусаси», что за все время войны им так и не удалось встретиться на море с вражескими линкорами. Японские моряки печально шутили по этому поводу: «В мире есть три самые большие и бесполезные вещи — это пирамида Хеопса, Великая Китайская стена и линкор «Ямато».
Башня со 155-мм орудиями с линкора «Ямато» на глубине 350 м. Фото: es3n.livejournal.com
«Мусаси» и «Ямато» погибли в 1945 году под ударами американской авиации. «Ямато» подвергся атаке с палуб пяти авианосцев одновременно (всего 227 машин).
В линкор попало 10 торпед и 13 авиабомб. После чего взорвался носовой погреб (500 тонн взрывчатки), пламя поднялось в воздух на 2 км. Дым от взрыва был похож на ядерный гриб высотой 6 км. Потери американцев — 10 самолетов и 12 летчиков.
Спасти с линкора удалось лишь 269 человек, 3063 члена экипажа погибли. Корабль затонул 7 апреля 1945 года к северу от Окинавы.
Останки «Мусаси». Фото: s.yimg.com
«Мусаси» два дня с 22 по 24 октября 1944 подвергался ударам пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев, которые в итоге и уничтожили гиганта. Вместе с кораблем погибли 1023 члена экипажа, в том числе и его командир, контр-адмирал Иногути (тяжелораненый, он заперся в своей каюте).
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Несмотря на огромные размеры, обнаружить линкор удалось только в 2015 году в море Сибуян
Это сделал сооснователь Microsoft Пол Аллен. Чтобы получить снимки линкора, на дно были спущены две мини-субмарины, находившиеся на борту 126-метровой яхты американца
Несмотря на огромные размеры, обнаружить линкор удалось только в 2015 году в море Сибуян. Это сделал сооснователь Microsoft Пол Аллен. Чтобы получить снимки линкора, на дно были спущены две мини-субмарины, находившиеся на борту 126-метровой яхты американца.
• 10 самых больших кораблей в мире
Когда речь заходит о больших кораблях, то первым на ум приходит «Титаник». Его, безусловно, можно отнести к категории самых известных кораблей, потерпевших крушение в первый же рейс. Но есть и другие огромные судна, о которых большинство людей даже не слышали. Предлагаем познакомиться с самыми большими судами в истории судостроения, некоторые из них до сих пор бороздят океаны, а некоторые давно ушли на слом. Список основывается на длине судна, его валовой грузоподъёмности и валовом тоннаже.
10. Супертанкер класса TI
Супертанкер «Oceania» класса TI ‒ одно из самых красивых суден, предназначенное для транспортировки нефти. Таких супертанкеров в мире четыре. Валовая грузоподъёмность «Океании» 440 тысяч тонн при возможности развивать скорость до 16-18 узлов. Длина судна 380 метров.
9. Berge Emperor
Berge Emperor был самым большим танкером, предназначенным для транспортировки нефти, выпущенным Mitsui в 1975 году, и одним из самых больших танкеров в мире. Вес судна 211360 тонн. Первым владельцем была компания Bergesen d.y. & Co, но потом в 1985 танкер продали компании Maastow BV, где он получил новое название. Прослужил он там всего год, а потом его отправили на лом.
8. CMA CGM Александр фон Гумбольдт
Названное в честь Александра фон Гумбольдта судно CMA CGM является контейнерным судном класса Explorer. Это был самый большой контейнеровоз в мире, пока не появился Maersk Triple класса E. Его длина 396 метров. Валовая грузоподъёмность составляет 187624 тонн.
7. Emma Maersk
В списке самых больших кораблей Emma Maersk занимает второе место среди суден, находящихся в строю до сих пор. Это первый контейнеровоз класса E из восьми, принадлежащих A. P. Moller-Maersk Group. На воду его спустили в 2006 году. Судно способно примерно 11 тысяч ДФЭ. Его длина 397,71 метра.
6. Maersk Mc-Kinney Mоller
Maersk Mc-Kinney Moller ‒ ведущий контейнеровоз класса Е. У него самая большая грузоподъёмность в мире, и к тому же это самое длинное судно на 2013 год. Его длина 399 метров. Максимальная скорость ‒ 23 узла при грузоподъёмности 18270 ДФЭ. Построили его для Maersk на южнокорейском заводе Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.
5. Esso Atlantic
Esso Atlantic ‒ одно из самых популярен имён в истории больших кораблей. Огромное судно длиной 406,57метра отличается невероятной валовой грузоподъёмностью ‒ 516891 тонна. Оно отслужило 35 лет в основном как танкер для транспортировки нефти, и в 2002 году его сдали на лом в Пакистане.
4. Batillus
Batillus ‒ супертанкер, построенный фирмой Chantiers de l’Atlantique для французского филиала Shell Oil. Его валовая грузоподъёмность 554 тысячи тонн, скорость 16-17 узлов, длина 414,22 метра. Это четвёртое по размерам судно в мире. Последний рейс оно совершило в декабре 1985.
3. Pierre Guillaumat
Третье в мире по величине судно названо в честь французского политика, основателя нефтяной компании Elf Aquitaine Пьера Гийома. Построили его в 1977 в Chantiers de l’Atlantique для компании Nationale de Navigation. Прослужило судно шесть лет, а потом его отправили на лом из-за невероятной убыточности. Из-за огромных размеров его использование было сильно ограниченным. Оно не могло пройти ни через Панамский, ни через Суэцкий каналы. Да и далеко не во все порты могло судно войти. Валовая грузоподъёмность была практически 555 тысяч тонн, скорость 16 узлов, длина 414,22 метра.
2. Seawise Giant
Супертанкер Mont был известен под разными именами, его называли королевой океанов и рек. Построили судно в 1979 году на японских верфях Sumitomo Heavy Industries,Ltd. Во время ирано-иракской войны оно сильно пострадало, и его затопили, поскольку посчитали неподлежащим ремонту. Но позже его подняли и отремонтировали, назвав Happy Giant. В декабре 2009 оно совершило свой последний рейс. На то время это было самое большое судно в мире, а вот титул самого большого танкера оно сохранило до сих пор.
1. Prelude FLNG
Prelude ‒ самое большое используемое судно в мире, построенное в 2013 году в Южной Корее. Его длина 488 метров, ширина 78 метров. Предназначено оно для транспортировки сжиженного природного газа. Для его строительства понадобилось 260 тысяч тонн стали, а при полной загрузке вес превышает 600 тысяч тонн.
Нравится? Жми:
Пузыреплодник в ландшафтном дизайне
Первоначальные требования к проектам линкоров А-140:
Вооружение:
Главный калибр: 18,1 дюймов или больше
Средний калибр: 12-155мм в трёх орудийных башнях, или
8-203 в двухорудийных башнях
Скорость: более 30 узлов
Дальность плавания: 8000 морских миль при 18 узлах
Броня: Жизненноважные зоны должны были отражать попадания 18 дюймовых снарядов с дальности 20 000-35 000 метров.
В соответствии с этими планами, строительство новых линкоров должно было начаться в 1936 году. На первом этапе должно было быть построено 7 линкоров класса Ямато, вооружённых девятью 18-дюймовыми орудиями. Эти корабли должны были вступить в строй в 1941 году. После окончания строительства линкоров класса Ямато, должно было начаться строительство ещё четырех супер линкоров, вооруженных, уже, шестью 20-дюймовых орудиями. Завершение этой программы планировалось в 1946 году. С 1946 года Япония должна была начать, модернизацию и перевооружение семи линкоров класса Ямато. В результате этих работ орудия должны были быть заменены орудия главных калибров линкоров. Вместо 9 18 дюймовых пушек на них планировалось установить шесть 20 дюймовых орудий. Эта программа должна была быть закончена к 1951 года. Таким образом, на 1951 год, Япония должна была иметь, по крайней мере, одиннадцать
линкоров вооруженных 20 дюймовыми орудиями. Японские военно-морские власти считали, что этого будет, вполне достаточно, что бы справиться с любой угрозой со стороны ВМС США.
Как видно из этих планов, Япония не рассчитывала на войну с Америкой, так скоро, как это случилось в реальности.
Завеса секретности вокруг 18-дюймовые пушек сработала хорошо. И Америка так и не узнало о главном калибре новых японских линкоров до их вступления в строй.
По своим планам Соединенные Штаты планировали вооружать свои линкоры калибром в 18 дюймов не ранее 1944 года. И если бы война началась, тогда, когда планировали японские военные, то Японии могли бы иметь одиннадцать линкоров с 18-дюймовыми
орудиями против семнадцати новых линкоров ВМС США (BB-55 USS Северной Каролины до BB-71 USS Луизиана), вооруженных, лишь, орудиями в 16-дюймов. По мнению японцев, такое соотношение должно было скомпенсировать превосходство США в производственных мощностях по постройке боевых кораблей.
3D модель линкора Изумо (А-140) в представлении программистов Wargaming
Среди японских военно-морских конструкторов того времени, был, некто, капитан Фудзимото – главный конструктор в Морском техническом бюро. Естественно, он так же подал свой проект на конкурс новых японских линкоров. Капитан Фудзимото, как конструктор, не обладал большим талантом. Его корабли, которые были построены до этого, как правило, отличались плохой устойчивостью, и имели много других конструктивных недостатков. Большинство из его проектов были полностью перестроены по ходу строительства.
Свой проект Фудзимото делал явно под впечатлением от английского линкора «Нельсон». Башни главного калибра он расположил так же, как и на английском корабле. Проект линкора Фудзимото, получился, довольно, сбалансированным.
В этой статье приводится сразу несколько предполагаемых внешних видов линкоров Ямато, если бы они были построены по проекту капитана Фудзимото. Это произошло из-за того что после войны не сохранилось оригинальных чертежей линкора Фудзимото. А все чертежи, которые сейчас можно найти в литературе, и в сети, являются уже послевоенными реконструкциями утерянных чертежей линкора. Естественно, большинство таких реконструкций, хоть, в целом, и похожи, но отличаются некоторыми деталями. Поэтому и может сложится впечатление что Фудзимото подал на конкурс сразу несколько проектов. На самом деле, подал он только один проект.
Номер 2: экраноплан «Лунь»
Ну а второе судно в списке — это тоже экраноплан, и этот еще опаснее, чем Каспийский морской монстр. Это настоящее боевое судно, способное стрелять ракетами. Смотрите видео, чтобы получить более ясное представление о возможностях машины. «Лунь» тоже обладал впечатляющими техническими характеристиками.
- Название: С-31 по кодификации НАТО: Utka
- Страна: СССР
- Максимальная скорость: 297 узлов [342 миль / ч или 550 км / ч]
- Поддерживаемая скорость: 243 узла [279,5 миль / ч или 450 км / ч]
- Водоизмещение: 286 тонн разгружено
- Введен в эксплуатацию: 1986 – конец 90-х годов
- Статус:
На видео хорошо видно, что экраноплан может идти почти со скоростью самолёта.
Итак, кто из нас знал, что «Лунь» летал в Черном море в начале 90-х годов, когда Америка нападала на Ирак? Честно говоря, я думаю, что не так уж и много. Но вот он — не концепт, не прототип, не тестовая машина, а полноценный эксплуатационный экраноплан. Экраноплан также обеспечивал множество других преимуществ, таких как транспортировка большего количества груза, чем аналогичного размера самолет, при этом израсходовав намного меньше топлива. Военная версия экраноплана имела шесть ракетных пусковых установок с ракетами Р-270 и, кроме того, 100-тонную грузоподъемность для перевозки военного экипажа и боевых машин.
Смена приоритетов и сокращение бюджета привели к тому, что экраноплан, как гражданский, так и военный, был поставлен на хранение к концу 90-х гг. Однако, по состоянию на 2015 г., Россия планирует построить гражданский экраноплан А-050, который будет готов к 2022 г. Таким образом, история экранопланов ещё не закончилась.
Гонка вооружений
Вместе с развитием кораблестроения эволюционировало и морское вооружение – гладкоствольная артиллерия. Необходимо было увеличивать размеры ядер, создавать новые виды взрывающихся снарядов. Увеличение дальности полета помогало располагать свои судна на безопасном расстоянии. Меткость и скорострельность способствовали более быстрому и успешному завершению боя.
Потопить деревянный корабль было практически невозможно. Лишь в 19 веке начался выпуск новых тяжелых снарядов, несущих в себе большое количество взрывчатых веществ. Эти нововведения изменили тактику ведения боя. Теперь целью были не люди, а сам корабль. Появилась возможность его потопления. При этом износ оборудования (артиллерии) все еще был очень быстрым, а ремонт дорогостоящим. Необходимость создания более современного вооружения возрастала.
Производство нарезной артиллерии в 19 веке ознаменовало очередной скачок в сфере корабельного вооружения. Она имела следующие преимущества:
- Улучшилась меткость стрельбы;
- Увеличилась дальность полета снарядов, что ознаменовало перспективу ведения боя на больших расстояниях;
- Появилась возможность использовать более тяжелые снаряды, внутри которых находились взрывчатые вещества.
Вооружение использовали не только для обстрела кораблей неприятеля. Перед началом штурма вражеского побережья, линкоры проводили артиллерийскую подготовку – так они обеспечивали безопасный выход своих солдат на чужую землю.
Начало производства кораблей
Многое в Советском Союзе было преемственно с Российской империи. Вооружение, заводы, фабрики, технологические достижения. Не стали исключением и военно-морские силы. Строительство первых российских, а потом уже — и советских, линкоров было заложено в 1909-ом году, в ответ на вызов Великобритании всему миру своим кораблем. Планировали построить 4-ре судна, каждое из которых должно было если не превосходить, то не уступать противнику. Поражение в русско-японской войне, одной из причин которой была отсталость военно-морских сил Империи, все еще ясно стояло перед глазами. Новейшие линкоры должны были стать одним из шагов, направленных на исправление подобной ситуации.
А вы видели советские линкоры в живую?
ДАНЕТ
Строительство, как всегда, не обошлось без своих нестыковок и неурядиц. Производство одного корабля, по предварительным расчетам, должно было обойтись в 37 млн. рублей, огромнейшая сумма, даже для бюджета такой богатой и обеспеченной страны, как Российская империя. А построить то их планировалось 4-ре!
Поэтому в Государственной думе шли жаркие дебаты по поводу того, где взять нужное финансирование, и как лучше спланировать подобную грандиозную стройку. В том, что эти суда необходимы флоту, все же никто не сомневался, поэтому процесс не стоял на месте. Хотя строительство, которое планировали начать в 1908-ом году, перенесли, но никто не отложил его в “долгий ящик”. В качестве исполнителей заказа выбрали Адмиралтейский и Балтийский заводы, которые в этот период времени как раз простаивали без работы. Также было решено привлечь специалистов из Обухова и Ижорска. Первым поручили производство артиллерийского вооружения, вторые отвечали за изготовление брони будущих повелителей морей. Так как работа была новая, опыт — первый, то нужны были подходящие специалисты и модернизированное оборудование. На поиск и обучение первых, и осуществление второго также требовались немаленькие деньги — до 10-ти млн. рублей, что не сыграло на руку скорости постройки линкоров.
«Севастополь»
Все же, несмотря ни на что, в июне 1909-го года были заложены все 4-ре корабля — “Севастополь”, “Петропавловск”, “Гангут” и “Полтава”. Во время строительства, что ожидаемо, не обошлось без целой цепи проблем. То нужную сталь для брони задержали, то вооружение не попадало в сроки, то необходимое оборудование оказывалось либо дефектным, либо на самом деле было не нужным и не подходило для работы, а требовалось другое, которого не было.
Все эти проволочки вели к тому, что строительство значительно стопорилось и выбивалось из графика. С целью изучить, что привело к подобному провисанию, была создана специальная комиссия, которая занялась изучением финансовой документации и общей отчетности. Были выделены еще средства на необходимую модернизацию дополнительного оборудования и общее ускорение постройки. Это крайне положительно сказалось на производстве, что позволило сдать корабли пускай не в срок, но не с таким опозданием, которое ожидалось ранее.
К 1911-ом году все они были спущены на воду. Но спустить на воду и принять на вооружение — вещи абсолютно разные. Бултыхались то морской глади голые корпуса, которые еще не были ни снаряжены артиллерия, ни установлены двигатели. Снова была снаряжена комиссия, которая выясняла причины проволочек, снова нужно было дополнительное финансирование и дополнительные материалы. Впрочем, как бы то ни было, к средине 14-го года линкоры были в общем готовы. Проходили последние испытания, устанавливалось последнее оборудование. К началу Первой мировой войны к бою не был готов ни один корабль. И все таки, к ноябрю-декабрю 14-го их приняли на вооружение и могли использовать на театре военных действий.
«Марат»
Где же тут СССР, спросит читатель? А дело в том, что с распадом Российской империи данные линкоры перешли под флаг новообразованного Советского Союза и несли службу до конца 40-ых, начала 50-ых годов. Их переименовали: “Севастополь” — в “Парижскую коммуну”(привет братьям-коммунистам из далекой Франции), “Петропавловск” — в “Марата”, “Гангут” в “Октябрьскую революцию”, а “Полтава” получила название в честь известного революционера “Фрунзе”.
Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
В 27-ом году корабли подвергли серьезной модернизации в связи с устареванием и отставанием от других стран мира в производстве линкоров. “Парижскую коммуну” модернизировали в три этапа, как флагман кораблей данного типа в Советском Союзе. Более просто отнеслись к остальным, потратившись всего раз.