Топ-10 самых больших танков в мире
Содержание:
- Рецепты готовят дети 9 лет
- История и техническое развитие
- Экипаж
- Landkreuzer P. 1000 «Ratte» Сухопутный крейсер Р 1000 «Крыса»
- Тяжёлый танк 1974 года
- Маус
- Американский танк Т 29
- Проекты сверхтяжелых танков по странам
- Американская ветка
- Сверхтяжелый танк «Крыса»: своеобразие модели
- Самый большой немецкий танк
- А Гудериан, против!
- ТТХ ИС-7 в сравнении с ИС-4
- В начале тайных дел
- Современные танки мира
- Боевое применение
- Дорога в серийное производство.
- Монстры Второй мировой войны
- «Пантера»
- Заключение
Рецепты готовят дети 9 лет
Пицца «Хот-дог»
Продукты:
- 2 багета
- 4 сосиски
- 4 ломтика сыра
- кетчуп
- майонез
- зеленый лук
Приготовление:
- Разрежьте багет пополам. Каждый кусок надрежьте в виде хот-дога.
- Внутрь положите сосиску, кусок сыра, лук, майонез.
- Отправьте багет в духовку на 20 минут или микроволновку на 2 минуты.
Маффины с малиной
Продукты:
Приготовление:
- Венчиком взбиваем яйцо и муку, добавляем сахар.
- Формочки для маффинов смазываем маслом, заполняем их на треть тестом. Сверху выкладываем по пару замороженных малинок.
- Выпекаем в духовке 30 минут.
Овсянка «Сова»
Продукты:
- 75 г овсяных хлопьев
- 250 мл молока
- сахар по вкусу
- любые орехи и фрукты для украшения
Приготовление:
- Залейте хлопья горячим молоком, подсластите сахаром или медом.
- Из фруктов сделайте крылья и глаза совы.
- Из орешков сделайте носик, брови, лапки.
История и техническое развитие
Первый раз танк вышел на поле боя во время Первой мировой войны. Броня была тонкой, пушки слабыми, но конкурентов у него не было. Для своего времени это был лучший в мире танк. Были долгие споры о том, сможет ли гусеничная техника заменить лошадей. Несмотря ни на что, танкостроение набирало обороты. У Советского Союза к началу Великой Отечественной войны было 16 тыс. танков разного типа. Они делились условно на легкие, средние и тяжелые, в зависимости от толщины брони и массы.
Вторая мировая война дала сильнейший толчок в развитии военной техники. Если взглянуть на линейку танков Германии, где производство было отдано в частные руки, можно только подивиться фантазии людей. Некоторые машины создавались в ограниченном количестве. Ярким примером является Pz VIII, или Maus, созданный компанией Porsche. Их было построено всего два экземпляра и ни один не принимал участия в боях. Это был сверхтяжелый танк массой 188 т.
Сейчас танки разделены на основные и легкие. Основной имеет массу 46-62 т, скорость до 70 км/ч и экипаж 3-4 человека. Легкие, как правило плавающие, используются для разведывательных рейдов, диверсий, высадки десанта, обхода противника и уничтожения артиллерии и командных пунктов.
Экипаж
Landkreuzer P. 1000 «Ratte» Сухопутный крейсер Р 1000 «Крыса»
Landkreuzer P. 1000 «Ratte» танк Ратте Р 1000, проект Гроте
23 июня 1942 инженер Гроте (Grote), сотрудник фирмы Крупп и одновременно лицо, отвечавшее в Министерстве Вооружений и Боеприпасов за разработку субмарин, предложил Адольфу Гитлеру создать танк весом 1000 тонн, под названием Landkreuzer (сухопутный крейсер). Танк предполагалось вооружить двумя корабельными орудиями калибром 280мм SK C/34 в модифицированной корабельной башне от линкора класса Гнейзенау. Одну башню даже успели изготовить. Кроме того, сухопутный линкор вооружался 128мм противотанковой пушкой, предназаначавшеся для танка Маус и танка-охотника Ягдтигр, восемью зенитными 20мм пушками Flak 38 и двумя 15мм авиационными автоматическими пушками Mauser MG 151/15. точно не извесно где планировалось разместить эти зенитные орудия, но на некоторых сохранившихся чертежах они стот на безбашенных лафетах в лобовом листе. В танке предусматривался отсек для автомобиля и двух мотоциклов BMW R12, которые планировалось использовать для разведки. Проект включал себя ряд вспомогоательных отсеков и даже автономную систему канализации. Бронезащита обеспечивыалась толстой цементированной бронёй. Чтобы 1000-тонный танк не проваливался в грунт предполоагалось оснастить его гусеницами шириной 3,5 м. Габариты сухопутного крейсера впечатляли — 35м в дину и 14 в ширину. У машины с таким весом неизбежно могли возникнуть серьёзные проблемы с форсированием рек, однако считалось , что учитывая 2-метровый клиренс и общую высоту, танк сможет легко форсировать своим ходом большинтсво водных препятсвий, глубиной до 6 метров.
Landkreuzer P. 1500 танк Р 1500, проект Гроте концептуальный эскиз
Танк Р 1000 Ратта должен был оснащаться двумя дизельными 24-цилиндровыми двигателями MAN V12Z32/44 мощностью 6256 кВт(8500 л.с.) или восемью 10-цилиндровыми дизелями Daimler-Benz MB 501 мощностью 1472 кВт (2000л.с.) каждый. Задача конструкторов была достигнуть суммарную мощность в 16,000 л.с. (11.8 мегаВт), необходимую для придания подвижности этому мастадонту. Считалось, что танк достигнет скорости 40 км/ч.
29 декабря 1942 были готовы предварительные чертежи танка, который получил собственное имя — Ratte (Крыса).
Landkreuzer P. 1500 танк Р 1500, проект Гроте
Это инженерное чудо моглогло произвести на противника впечатление, однако его тактическая ценность стремилась к нулю. Несмотря на всю абсурдность идеи Гитлер дал согласие.
Landkreuzer P. 1500 Monster танк Р 1500, проект Гроте Танк в походном положении.
Через пол года, в декабре 1942 фирма Крупп выдвинула ещё более амбициозный проект танка весом 1500 тонн, с лобовой бронёй 250мм, вооружённого 600мм орудием Дора, длиной 50 м и двумя 150мм гаубицами. Главное орудие стреляло снарядами весом 7.100 кг на дальность до 40 км. В движение машина должна была приводиться несколькими дизельными двигателями от подводных лодок. Название танк получил соответсвующее — Монстр — Landkreuzer P. 1500 Monster.
В 1943 Министерство Вооружений и Боеприпасов по инициативе Шпеера закрыло эти фантастический пректы, которые так и не продвинулись далее чертёжных работ.
Landkreuzer P. 1500 Monster танк Р 1500, проект Гроте Танк в походном положении.
источники
Waldemar Trojka — German Secret Panzer Projects — Katowice — Speyer 2005
Ellenbogen, Michael — Gigantische Visionen — Architektur und Hochtechnologie im Nationalsozialismus. — Graz: ARES, Verlag. 2006
Spielberger, Walter J. — Spezial-panzer-fahrzeuge des deutschen Heeres. — Stuttgart: Motorbuch-Verlag. 1977.
Parsons, Zack — My Tank is Fight!. — New York: Citadel Press Inc. 2007.
Тяжёлый танк 1974 года
Тяжёлый танк FV4030/2 (Shir-1) разработан но базе танка «Chieftain» для поставки на экспорт в Иран. Работы по проекту танка «Шир Иран» («Лев Ирана») начались в 1974 г., спустя три года после подписания контракта. За основу был взят танк Chieftain Mk.5, на который предполагалось установить новый дизельный двигатель «Кондор» CV-12TCA мощностью 1200 л.с., гидромеханическую трансмиссию «Дэвид Браун» TN-37 и гидрообъемный механизм поворота. Затянувшаяся доводка дизеля и трансмиссии привела к принятию решения о поэтапном совершенствовании конструкции Chieftain Mk.5. Первыми, поставленными Ирану, стали танки модели Мк.3/3Р, практически аналогичные британскому варианту Мк.3/3. За ними последовали 187 машин модификации Мк.5Р (FV4030/1). Они имели усиленную противоминную защиту, новую систему управления трансмиссией TN-12, дополнительные амортизаторы на задних узлах подвески, увеличенную ёмкость топливных баков и ряд других усовершенствований.
Танки второй партии (125 машин), получившие обозначение FV4030/2 Shir-1, намечалось оснащать новой двигательной установкой и улучшенной подвеской, но дизель «Кондор» все еще не был готов. Великобритания предложила поставлять Ирану в более поздние сроки более совершенные танки «Shir-2». По проекту FV4030/3 разработали новую сварную башню с комбинированным многослойным бронированием (броня типа «Чобэм») и полностью переделали сварной корпус. На этой машине устанавливались усовершенствованная система управления огнем, включающая новый дневной/ночной перископический прицел «Рэнк Паллин» №84 «Кондор», и гидропневматическая подвеска, разработанная фирмой «Данлоп» в рамках программы создания перспективного танка. Было изготовлено семь опытных танков «Shir-2». После победы антишахской революции новое правительство Ирана расторгло в 1979 г. контракт на поставку танков «Шир Иран».
Корпус танка FV4030/2 Shir-1 выполнен из многослойной и разнесенной брони типа «Чобэм» из расчета обеспечения зашиты от современных кумулятивных и бронебойных снарядов танковых пушек. Лобовые листы корпуса и башни имеют наклон около 60. Башня литая обтекаемой формы с вращающейся командирской башенкой, кинематически связанной для сохранения положения с основной башней.
Вооружение танка — 120-мм нарезная стабилизированная в двух плоскостях пушка с упругими опорами цапф для предотвращения разрушения опор при динамических ударах. С пушкой спарен пулемёт калибра 7,62 мм. Имеется пристрелочный пулемёт калибра 12,7 мм, который планируется заменить дальномером. Третий пулемёт калибра 7,62 мм установлен на вращающейся командирской башенке и может быть использован для стрельбы по зенитным и наземным целям. В боекомплект танка входят: оперенный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, усовершенствованный, стабилизируемый вращением бронебойно-подкалиберный снаряд, кумулятивный снаряд, усовершенствованный бронебойно-фугасный снаряд с пластическим ВВ, осветительный, картечный и усовершенствованный дымовой снаряды.
Маус
Включать Маусов в список самых толстых бронемашин или не включать – спорный вопрос. Дело в том, что их было произведено всего два, и они так и не смогли выйти на поле боя. Однако, они все же были созданы. И если сравнивать по толщине защиты, то каждый из этой пары – безусловный мировой лидер. Толщина лобовой – целых 200 мм, это означает, что машина способна устоять перед ударом любой силы. Бортовая ширина брони не сильно уступает – 185 миллиметров.
Сейчас увидеть такой танк не получится, так как немцы уничтожили их, когда отступали. Но в вышеупомянутом музее под Москвой можно посмотреть на подробный макет. Он был собран с точностью по военным летописям тех лет.
Это были танки с самой толстой броней, созданные Германией и Советским Союзом для участия во Второй Мировой войне. Сейчас каждый из них является частью истории, ведь именно они вершили ее в те времена.
Американский танк Т 29
Является экспериментальным тяжелым танком Соединенных Штатов, используемым во Вторую мировую. Проектировать данную модель начали в марте 1944 г. Задача этого американского танка (фото бронетехники представлено в статье) – оказывать сопротивление нацистским бронетанковым соединениям. После боевых действий в Нормандии стало очевидным, что США не располагает танками, способными противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам». Первое решение, которое приняло военное командование Соединенных Штатов, заключалось в том, чтобы переклассифицировать «Паршинг» в тяжелый. Одновременно создавалась линейка Т28, Т29 и Т30.
Было запланировано выпустить по два американских танка – Т29 и Т30. В качестве основного вооружения для первой модели предусматривалась 105-миллиметровая пушка Т5Е2, для второй – пушка Т7 калибра 155 мм. Американские конструкторы планировали начать серийный выпуск Т29 в 1944 году. Однако разработки затянулись, и появление первого прототипа американского тяжелого танка состоялось спустя два года после окончания войны. К тому времени потребности в такой бронетехнике уже не было. По этой причине на производство Т29 заказа так и не последовало.
В 1947 году американские конструкторы на базе Т29 собрали 8 прототипов. Для Т29Е1 и Е2 характерна измененная трансмиссия и наличие более мощных двигателей. В Т29Е3 используется доработанная башня и новая система управления орудиями. Вскоре на Т30 установили экспериментальную 120-миллиметровую пушку Т53. Новая модель в технической документации уже значилась как американский танк Т 34. Для бронетехники предусмотрено специальное буквенное обозначение. Литера «Т» указывает на то, что танк представляет собой опытную модель. Если же боевая единица производится серийно, то применяют литеру «М». Как утверждают специалисты, не имеется никаких данных о принятии на вооружение и серийном производстве 29-й модели американских танков.
Проекты сверхтяжелых танков по странам
Американская ветка
Американские тяжелые танки так и не появились на полях
Второй мировой — армия США обошлась средними машинами и большим парком ПТ САУ.
Однако экспериментальные работы велись, и ряд небезынтересных прототипов был
построен. World of Tanks позволяет нам опробовать их в деле.
T1 Hvy
Тяжелый танк пятого уровня по степени защищенности спереди
несколько опережает КВ, но борта бронированы не в пример хуже, чем у его
советского коллеги. Ощутимо превосходит КВ в динамике и маневренности (при
сопоставимой массе «топовый» двигатель американца почти вдвое мощнее!), но
проигрывает в огневой мощи; пушек, способных тягаться с сильнейшими орудиями
КВ, у Т1 нет.
М6
Почти тот же Т1, только с усиленной до 102 мм лобовой броней
и куда более впечатляющей номенклатурой орудий. Чего стоит «топовая» 90-мм Gun M3 —
замечательная пушка (базовая на «Першинге», между прочим!), способная поразить
любую цель шестого-седьмого уровня.
Из недостатков стоит отметить те же очень слабо защищенные
борта и долгое время ремонта гусеницы. Впрочем, последнее касается и Т1.
Т29
Лучший тяжелый танк седьмого уровня. ИС подошел к этому
званию очень близко, но Т29 его явно превосходит. Во-первых, американец
обладает совершенно потрясающей огневой мощью. Во-вторых, большая и совершенно
непробиваемая башня (279 мм на лбу!) вдобавок к корпусу, лишь немного
уступающему исовскому по защищенности, делает его самым трудноуязвимым танком
на седьмом уровне.
Т32
Похож на Т29
Двигатель несколько мощнее, орудие то же,
корпус несколько усилен, увеличен и наклон лобовой бронеплиты, а силуэт машины
— чуть более компактный и приземистый, что при бронировании почти в 300 мм на
лбу башни даже как-то не очень важно
► Сейчас этому «объекту» не поздоровится.
Т34
Защищен точно так же, как Т29, что на девятом уровне уже
недостаточно. Этот недостаток он пытается компенсировать отличным двигателем и
замечательной пушкой 120mm Gun T53, однако получается не очень хорошо.
Т30
Мой фаворит среди танков десятого уровня. Т30, в общем, —
тот же Т34 в «топовой» комплектации, правда, отличную 120-миллиметровку
заменили на… мне трудно подобрать нужный эпитет, пожалуй, слово
«божественную» тут не будет перебором. Так вот, 120-мм пушку заменили
божественным 155-миллиметровым орудием с бронепробиваемостью 207—345 и уроном
563—938. Пушка, способная одним удачным выстрелом снести «тапку» почти половину
жизни, — это слишком хорошо! Невысокую по меркам высших уровней защищенность
подобная огневая мощь, а также неплохая подвижность компенсируют полностью.
Лучше всего Т30 работает как танк второй линии, поддерживая огнем наступление
лучше защищенных машин.
Сверхтяжелый танк «Крыса»: своеобразие модели
Главной особенностью проекта было применение тройного трака с каждой из сторон. Это является немаловажным для данной модели. Каждый трак при этом имел ширину 1200 сантиметров. Также в этом проекте есть определенные несоответствия. Количество траков, соприкасающихся с землей, слишком большое для машины весом в 1000 тонн. Или разработчики предполагали оказывать очень маленькое давление на грунт, или вес машины должен был быть больше
Если мы представим корпус данной машины между траками, не концентрируя внимание на крыше корпуса и башне, можно понять, что бронирование предполагало быть минимум 200 мм. Тогда эта часть машины имела бы примерно 740 тонн веса
И это без учета веса подвески, двигателей, траков, башни и вооружения крыши корпуса. Только несколько главных орудий добавили бы ещё около 100 тонн веса. Существуют поводы предположить, что башня должна обладать бронированием не менее 250 мм. Примерно вес ее составил бы минимум 380 тонн. Это не считая веса оружия, башенного оборудования и орудийных манжет. О боезапасе остается только догадываться, но нужно осознавать, что каждые 3 снаряда прибавляли бы тонну к весу указанной машине. В итоге получается то, что если был бы создан немецкий танк «Крыса», фото которого предоставлено в данной статье, то его вес составил бы 2000 тонн.
Самый большой немецкий танк
А Гудериан, против!
Гейнц Гудеариан раскритиковал танк.
Гейнц Вильгельм Гудериан – личность действительно значимая не только для Германии времен Второй мировой войны, но и для всей военной истории человечества. Не будет преувеличением сказать, что во многом именно благодаря ему танковые войска сложились как отдельный род окончательно. Именно он сделал огромный вклад в развитие идей моторизированной войны, за что в свое время получил прозвище «Быстроходный Гейнц». Стоит-ли вообще говорить о том, что отец-основатель танковых войск Германии в танках понимал и разбирался?
Пускай Гудериан остается личностью неоднозначной, однако здесь важно другое. Новый Pz.Kpfw
Maus V1 ему совсем не нравился. Еще до выхода на поле боя «Мышонок» нажил себе много врагов среди немецких командующих. Жесточайшая критика машины шла от самого Гудериана, который на тот момент занимал должность инспектора танковых войск.
Машина вышла сказочно дорогой.
Генерал-полковнику не нравилась форма башни, которая способствовала рикошету снарядов прямо в моторный отсек, у «Мыши» не было в принципе противопехотных пулеметов, медленность поворота башни с орудием. Также не нравились ему предложения поставить на танк еще и зенитное оружие.
Но больше всего Гудериана смущало количество ресурсов, которые «пожирал» Pz.Kpfw. Maus V1. Только расход топлива составлял 350 литров на 10 км! Для создания машины требовалось огромное число металлов, в том числе и весьма дорогих. На дворе был 1943 год. Командование Германии прекрасно понимало, что ситуация складывается не в их пользу и перспектива поражения становиться все более явной. Ресурсы страны таяли, а бюрократы и верховный главнокомандующий «игрались» дорогими безделушками. Несмотря на все, генералу удалось переубедить комиссию и отказаться от идеи выпускать 141 Pz.Kpfw. Maus V1 разом. Делать было решено по 5 в месяц.
ТТХ ИС-7 в сравнении с ИС-4
Практически одновременно с ИС-7 велись работы по проектированию и созданию ИС-4. Машины имели практически одинаковые параметры. ИС-7 получился тяжелее ИС-4 и имел более мощную артиллерийскую систему, но уступал в бронирование. При этом, несмотря на то, что ИС-7 имел больший вес, чем ИС-4, силовая установка большей мощности позволяла машине набирать скорость до 60 км/ч.
В конце сороковых концепция ведения боевых действий, после появления атомного оружия, поменялась. Предпочтение отдавалось бронетехнике, обладающей меньшей массой с возможностью оперативного развертывания в случае военного конфликта.
Модель | ИС-4 | ИС-7 |
Масса, мм | 60 | 68 |
Длина, мм | 9790 | 11170 |
Ширина, мм | 3260 | 440 |
Высота, мм | 2480 | 2600 |
Клиренс, мм | 410 | 410 |
Лоб корпуса, мм | 160 | 150 |
Борт корпуса, мм | 160 | 150-100 |
Корма корпуса, мм | 100 | 100-60 |
Бронезащита башни (лоб, корма) | 250-170 | 210-94 |
Вооружение | Д-25Т кал. 122 мм, 2 пулемета | С-70 кал. 130 мм, 8 пулеметов |
Скорость (шоссе/местность) | 43/20 | 60/32 |
Мощность | 750 | 1050 |
Танк ИС-7 обладал массой 68 тонн, что сильно затрудняло его транспортировку, как своим ходом, так и железнодорожным транспортом. С другой стороны, характеристики машины позволяли господствовать на поле боя. На тот момент на вооружении бывших союзников проектов бронетехники с такими параметрами не существовало. А нововведения, примененные в проекте, продолжили свою жизнь на следующих, уже серийных основных машинах.
В начале тайных дел
Во главе сыскного ведомства царь поставил Фёдора Ромодановского, которому безгранично доверял. Особое расположение Петра I этот человек заслужил тем, что безоговорочно поддержал ещё юного царевича в конфликте с сестрой Софьей, а позднее сумел быстро подавить Стрелецкий бунт 1698 года. Политический вес самого Ромодановского характеризовался редкой привилегией: он мог входить к государю в любое время без доклада. Подобной чести был удостоен ещё всего один человек — граф Борис Шереметев.
Для надёжности царь повелел карать смертью не только изменников, но и тех, кто вовремя не донёс на них. Мнительность Петра I, помноженная на усердие Ромодановского, позволила развернуть бурную деятельность по выявлению явных и скрытых врагов отечества. Тем более что желающих заявить «Слово и дело!» оказалось с избытком.
Правда, очень быстро выяснилось, что для многих это всего лишь удобный способ как сводить личные счёты, так и продлевать свой жизненный путь. Например, лица, приговорённые к казни за уголовные преступления, во всеуслышание могли выкрикнуть заветные слова, и вместо виселицы их немедленно отправляли в Преображенский приказ. Там можно было достаточно долго «вспоминать» всё новые и новые эпизоды государственной измены, оговаривая всех недругов и просто случайных людей.
Всех, кого перечислял доноситель, также следовало допросить. Причём обвинения не всегда были связаны с реальной изменой. Достаточно было сказать, что некто называл царя слугой Сатаны. А так как допросы проводились с пристрастием, то с признательными показаниями редко случались затруднения. В частности, в архивах сохранилось несколько дел, в которых главной виной обвиняемых в государственном преступлении были их слова о том, что Пётр I и светлейший князь Александр Меншиков сожительствуют «во блуде».
После смерти Фёдора Ромодановского руководство по выявлению государственных преступников взял на себя его сын Иван. Причём работы было так много, что в помощь ему был направлен граф Пётр Толстой. Царь приказал выделить из Преображенского приказа политический сыск в отдельное ведомство, названное Тайной канцелярией. Местом обитания этой организации стали казематы Петропавловской крепости, за толстыми стенами которой не приходилось тревожиться о том, что кого-то смутят вопли допрашиваемых.
Самым громким делом, которое Пётр I контролировал лично, оказался процесс над его родным сыном Алексеем Петровичем. Беглый наследник был обманом возвращён в Петербург и приговорён к смерти. Правда, до казни несчастный так и не дожил. Вероятно, специалисты по допросам переусердствовали с пыткой, и старший сын Петра I скончался от побоев.
Современные танки мира
Каждая страна считает лучшим свой танк, эксперты спорят без устали. Одна техника дешевле в производстве, проще в управлении, но техническое оснащение отстает, зато их можно сделать большее количество, другие поражают своими возможностями, а еще больше — своей ценой. Топ-10 лучших танков мира существует, но всегда найдутся не согласные с ним. Ниже приведены лучшие современные танки мира.
1-е место – немецкий «Леопард 2А7». Танки хорошо себя показывают в полях, на открытом пространстве, но немцы выпустили новую модификацию, адаптированную для боев в городе. «Леопард» имеет броню от кумулятивных снарядов, у него увеличен обзор, имеются тепловизоры, он рассчитан для ведения боя 24 часа в сутки.
- 2-е место – американский «М1 Абрамс». Достаточно массовый танк, выпущено уже более 9000 единиц. Имеет хорошие показатели брони и системы наведения огня. Его особенностью является турбинный двигатель на 3500 л. с., хотя по документам всего 1500 л. с. В танке стоит ограничитель мощности, так как полная работа двигателя рвет гусеницы.
- 3-е место – Challenger 2 Великобритании. Достаточно дорогой танк, считается одним из самых защищенных, производится для экспорта и адаптирован для работы в высоких температурах.
- 4-е место – израильский Merkava Mark IV. Отработанный и отточенный в боях танк.
- 5-е место – российский «Т-90МС Тагил». Современный, ещё не серийный танк. Улучшены система наведения огня, увеличена защита для боев в городе.
- 6-е место – российский «Оплот-М». Работает на всем, что горит, легко ремонтируется в полевых условиях, немного уступает танкам НАТО. Минусом является малое количество испытаний.
- 7-е место – итальянский CI Ariete.
- 8-е место – французский Leclerc. Кроме Франции стоит на вооружении ОАЭ.
- 9-е место – корейский K2 Black Panther. Многие считают, что именно это лучший в мире танк. Поставлен на серийное производство в конце 2014 г. Техническое оснащение дает огромные возможности. Танк может сбивать низколетящие самолеты, сканер поверхности позволяет регулировать подвеску и работы каждого катка отдельно. Попал в книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой – 8,5 млн долларов.
- 10-е место – японский «Тип 90». Танк не поставляется за рубеж и никогда не участвовал в реальных боевых действиях.
Десятка лучших танков мира условна, так как сравнивают их теоретически, сопоставляя их тактико-технические характеристики, математическое моделирование боев не дает полных ответов, и спор этот могут разрешить только неоднократные столкновения на поле боя.
Боевое применение
Танки «Челленджер 2» использовались в миротворческих миссиях ещё до своего первого боевого применения во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. На то время 7-я бронетанковая бригада, входящая в состав 1-й бронетанковой дивизии, имела на вооружении 120 танков «Челленджер 2». Танки активно применялись во время Битвы за Басру, где они оказывали огневую поддержку британским силам.
Во время иракской войны зафиксировано два инцидента, во время которых поражались танки «Челленджер 2»:
- Один танк был полностью уничтожен «дружественным огнём», когда один танк по ошибке поразил другой, двое членов экипажа погибли, поражение произошло бронебойно-фугасными боеприпасами (HESH) в корму и люк командира.
- В 2007 году выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта была пробита нижняя лобовая деталь корпуса «Челленджера», водителю-механику оторвало три пальца ноги, ранения получили также и два других члена экипажа танка.
Зафиксирован случай, когда в ходе боёв один из «Челленджеров» получил 15 попаданий из противотанковых гранатомётов без пробития брони. При штурме Басры зафиксировано около 70 попаданий из РПГ по танкам «Челленджер» без пробития брони.
26 марта 2003 года «Челленджеры» приняли участие в танковом бою, когда колонна иракских танков попыталась атаковать британские позиции. В ходе боя было уничтожено 15 иракских Т-55, британцы потерь не понесли.
Проходимость танка оказалась замечательной. Проблемы, которые обнаружились на прошедших за 18 месяцев до войны пустынных учениях «Саиф Сариа 2», были решены с помощью создания запасов фильтров против пыли, для учащения их замены в танках. Высказывалось мнение по результат практики о слабой пригодности танка для боёв в пустыне.
В российской прессе высказывались утверждения о небоеспособности подвески этого танка в не самые сильные морозы.
Дорога в серийное производство.
Хотя план выпуска танков КВ на сороковой год был утвержден, в него пришлось внести существенные коррективы. Амбициозные планы создания механизированных корпусов привели к росту потребности в машинах тяжелого класса и как следствие увеличение правительственно заказа для Кировского завода. По новым планам в течении третьего-четвертого квартала сорокового года завод должен был выпустить 230 КВ, из которых 130 вооруженных 76-мм ТП и 100 с 152-мм гаубицей установленной в большой башне.
Правительственное задание даже на первый взгляд превышало возможности по производству тяжелых танков на заводе им.Кирова, и как результат началась подготовка к выпуску КВ на производственных мощностях Челябинского тракторного завода. Для производства танков, на котором спешно организовывался танковый участок. Помимо этого решено было внести конструкцию танка упрощения, которые, не влияя на боевые качества, позволили увеличить их выпуск. Ответственным назначили СКБ-2.
Беспокойство вызывал тот факт, что танк КВ, не прошел полной программы испытаний. Поэтому замнаркома обороны Г.Кулик потребовал от АБТУ провести программу испытаний тяжелого танка КВ в полном объеме. Как следствие Комитет Обороны обязал провести требуемые испытания для обнаружения конструктивных дефектов. Для испытаний были выделены три тяжелых танка. Два из них с 152-мм гаубицей (КВ-2) и один вооруженный 76-мм ТП.
Результаты испытаний утешительными не оказались. В процессе тестирования выявлено столько дефектов, что боеспособность танков КВ-1 стала внушать сомнения. Особенно много дефектов удалось выявить в двигателе и КПП. Переключение передач в движении сопровождали большие трудности, от полной невозможности переключить передачу, заканчивая поломкой зубьев. Нередко при движении на 4 и соседней с ней 2-ой передачах, передачи не фиксировалась, «вылетали». Чтобы впредь избежать такого рода проблемы в конструкцию КПП ввели специальный замок.
Помимо вышеперечисленного, большим количеством недостатков обладала система охлаждения. Жидкость системы охлаждения при длительном движении даже при умеренной температуре плюс двадцать градусов Цельсия вскипала, что требовало уменьшения скорости движения, либо полной остановки. Воздушный фильтр требовал частой чистки, а то и замены после каждого часа-полутора движения танка в колоне.
Не радовали и другие узлы танка. Например, механизм поворота башни, позаимствованный у Т-28, с трудом поворачивал башню КВ-1, которая была на четыре тонны тяжелее. Поворот вручную двенадцати тонной башни КВ-2 требовал чрезмерных усилий, что исключало наводку в движении. А электромоторы поворотных механизмов часто перегорали.В основном и целом танки все же признали работоспособными, снабдив Кировский завод длинным перечнем необходимых изменений в которых нуждался тяжелый танк.
СКБ-2 не смогло справиться таким количеством обнаруженных дефектов, а технологи не поспевали вводить изменения в технологию производства. Поэтому танки КВ, выпущенные осенью 1940г. являлись обладателями почти всех недостатков обнаруженных на весенних испытаниях. Существующее положение не оставляло представителям военной приемки ничего иного как письменно сообщить в вышестоящие организации о фактах сдачи небоеспособной техники и фактах очковтирательства директора завода Кирова И.Зальцмана. Проблемы, поднятые в письмах, были настолько серьезны, что побудили Наркомат госконтроля отправить специальную комиссию для проверки указанных фактов. Работа комиссии подтвердила указанные факты и председатель НГК Л. Мехлис направил соответствующие обращение на имя Сталина и Ворошилова.
Это письмо, как и подобные ему письма, написанные Павловым, Куликом и другими, если принесли плоды, но далеко не сразу. Большое количество тяжелых танков КВ-1 и КВ-2 требовалось для укомплектования вновь формируемых танковых корпусов, вносить изменения которые смогли снизить выпуск не решались, а переделать готовые танки казалось делом более простым, чем внести изменения технологию производства новых.
В процессе производства удалось внести изменения в конструкцию поворотного механизма башни. Новая пониженная башня, сменила в производстве башню МТ-1 для КВ-2. К сожалению, трансмиссия и двигатель тяжелых танков КВ остался неизменным.Всего до конца года сорокового года Кировский завод выпустил:
- 139 танков КВ-1;
- 104 тяжелых танка КВ-2.
Монстры Второй мировой войны
Представим два самых огромных танка, сражавшихся на фронтах Второй мировой войны.
Т-35
Знаменитый советский танк-крепость. Ни до, ни после в СССР, а потом и в России не выпускалось ничего похожего по размерам и количеству вооружения. Т-35 пошел в серию в 1934 г. (модель Т-35А). Всего было выпущено 59 машин. Это был первый советский тяжелый танк. Подробная история Т-35 хорошо показана в следующем ролике:
Габариты:
- боевая масса Т-35А – 50 тонн;
- длина корпуса – 9,72 м;
- ширина – 3,2 м;
- высота – 3,43 м.
ТИГР II
Легендарный «Королевский Тигр». До сих пор является предметом поклонения любителей немецкой военной техники тех далеких времен. И надо признать, что этот боец заслужил честь именоваться лучшим тяжелым танком Второй мировой войны. Немцы начали выпускать его с 1944 года. Всего с конвейера сошло 489 единиц этого грозного оружия. Даже просто рассматривая фото «Королевского Тигра», можно ощутить исходящую от него мощь и угрозу. Каково же было нашим бойцам, отражавшим их атаки? К счастью, к этому времени Советская армия уже была непобедима, и какого-либо ощутимого перелома в войне «бронированные машины смерти» сделать не смогли.
Внешние характеристики:
- боевая масса машины – 70 тонн;
- длина корпуса – 7,38 м;
- ширина – 3,75 м;
- высота – 3,09 м.
«Пантера»
Сегодня никто не отрицает того факта, что германский тяжёлый танк Pz. Kpfw V «Пантера» был создан по образу и подобию советской «тридцатьчетвёрки». Достаточно посмотреть на форму их корпуса и башни. Уже в первые дни войны потрясённый мощью и неуязвимостью советских танков командующий бронетанковыми войсками Германии генерал Гейнц Гудериан потребовал от немецких конструкторов внимательно изучить танк Т-34 и немедленно начать его серийный выпуск в Германии. По предложению Гудериана была срочно создана специальная комиссия, которая занялась изучением трофейных русских танков. Комиссия подтвердила мнение Гудериана о выдающихся конструктивных особенностях Т-34. При этом она отметила, что русские сумели создать столь совершенные танки и дизельные двигатели к ним, что скопировать их на немецких заводах будет невозможно. Единственное, что оставалось немцам, это сделать хотя бы нечто похожее. Так начались работы над будущей «Пантерой».
До конца войны немцы выпустили 6 тыс. «Пантер». Это был второй по массовости (после Т-IV) танк вермахта
В ходе проектирования нового танка немцы постарались оснастить его наиболее мощной пушкой из всех орудий, имеющих калибр 75 мм, и прикрыть непробиваемой бронёй, толщина которой почти вдвое превышала толщину брони танка Т-34 и доходила в лобовой части корпуса до 80 мм. В итоге получился не средний танк, каким его хотел видеть Гудериан, а самый настоящий, 45-тонный тяжёлый танк. Немцы считали «Пантеру» своим лучшим танком, а потому бросили все силы на развёртывание его массового производства.
В ходе боевых действий выяснилось, что для наступления «Пантера» не очень годится. Относительно маленький калибр её пушки не давал возможности разрушать мощные оборонительные сооружения противника. Слишком мало взрывчатки помещалось в 75-мм снаряде. Зато длинноствольная пушка «Пантеры» была хороша для стрельбы по вражеским танкам. Выпущенный из неё бронебойный снаряд, летящий с огромной скоростью, поражал в лоб танки типа Т-34 с двух километров.
Попытка оснастить «Пантеру» более мощной 88-мм пушкой привела к созданию безбашенного танка-истребителя «Ягд-пантера». Нельзя также не упомянуть и то, что на «Пантере» стояли самые совершенные по тем временам оптические приборы наблюдения и прицел.
Хорошие оптические приборы наблюдения и прицел позволяли поражать танки даже с очень большого расстояния