Шииты

Обычаи и особенности веры мусульман-шиитов

Ислам занимает второе место среди мировых религий. Как и христианство, ислам имеет различные ветви, которые стали развиваться в следствие тех или иных событий.

Если в христианстве два основных течения — это католицизм и православие, то у мусульман существуют такие понятия как шиизм и суннизм.

История раскола

Эти два направления появились незадолго после смерти пророка Мухаммеда. Когда великий халиф скончался, мусульмане в спорах о будущем правителе, разделились на два лагеря.

Первые считали, что преемником может стать любой достойный, главное — чтоб он был настолько же честен и справедлив, как и Праведные халифы.

Другие же были уверены, что править должен только прямой наследник Мухаммеда.

Существуют подтверждения того, что Мухаммед назвал своим наследником двоюродного брата и любимого тестя, мужа Фатимы, Али ибн Абу Талиба. После его кончины правление должно было передаваться потомкам Али.

Это произошло во время последнего паломничества пророка в Мекку. Кроме того, Али был первым человеком, принявшим исламскую веру.

Таким образом, образовались два противоборствующих лагеря: сунниты, признающие первых трех халифов, и шииты, считающие, что править должны только потомки Али.

Отличия шиитов от суннитов

Как видим, главное отличие двух исламских направлений заключается не столько в религиозных вопросах, сколько в политическом устройстве государства.

Количество представителей этого течения в мусульманском мире не превышает двадцати процентов. Центрами шиитской веры являются такие государства, как Ирак, Иран, Азербайджан и Бахрейн.

Подавляющее большинство населения придерживается этого течения в отдельных регионах Афганистана и Таджикистана, а также народы балти, буриши и тури в Северной Индии и Пакистане.

Суннизм — это самое многочисленное направление ислама. Основными государствами-последователями суннизма являются Турция, Саудовская Аравия, Египет, Тунис, страны Индонезии, и также российские мусульманские регионы. Стоит сказать, что суннитов во все времена было подавляющее большинство.

Главным отличием, как уже говорилось выше, является критический взгляд шиитов на трех первых правителей.

Но существует также и ряд других особенностей, которые присущи шиитам.

  • Шииты чествуют Мухаммеда и наследника его Али, в то время как сунниты признают только великого пророка.
  • Значение главенствующего духовного лица у двух течений также имеет отличие. Для шиитов, имам — это не просто глава церкви. Он стоит выше правительства и даже президента и, по сути, управляет всем государством.
  • Для суннитов их духовный правитель все же является простым человеком, которому не чужды какие-то грехи. А вот для их антагонистов имам является абсолютно безгрешным святым.
  • Также шииты не верят, что у человека есть шанс встретиться с Богом даже после смерти. Такое возможно только при пособничестве имама.
  • Шииты признают только Коран и практически полностью отрицают значение сунны — устных исламских проповедей. Более того, представители этой ветви уверены, что Коран у суннитов не является подлинным, так как в нем не найдешь те части, где сказано про наследника Али. В свою очередь, сунниты твердо чтут сунны, проводят намаз в традиционной для этого одежде. Не сложно догадаться, что даже название этого течения пошло от священного предания.
  • Существуют также различия в традициях праздничных дней. Это не касается крупнейших мусульманских праздников, а вот смысл таких, как день Ашура у двух течений значительно отличается.
  • Сунниты сохранили за собой священную обязанность совершать паломничество в Мекку и Медину. А вот для шиитов теперь такими стали святые места Ирака. Возможно, это связано с местом концентрации представителей шиитского направления.
  • Претерпели изменений и некоторые обряды. Так, например, сунниты по-прежнему молятся пять раз в день, в то время как шииты могут обойтись тремя намазами.

На самом деле, сунниты и шииты спокойно уживаются на одной территории. Люди посещают одни мечети, отмечают одинаковые праздники, пусть даже и немного по-разному. Однако, имеют место и стычки на религиозной основе.

Именно сунниты находятся на стороне террористической организации «Исламское государство». В вооруженных конфликтах на территории Ирака и Сирии мы видим противостояние двух основных направлений исламского мира.

Течение шиизма

Как было сказано выше, шиизм появился в результате политического раскола в исламе, когда некоторые последователи Пророка Мухаммеда не захотели подчиняться выбранному халифу, а не его кровному родственнику. В результате всего этого через некоторое время появились довольно существенные отличия в этом направлении, которые окончательно разделили две ветви ислама.

Для шиитов вполне позволительно толковать предписания Пророка. Однако на это должно быть у человека право. В свое время шиитов за это величали “немусульманами” и “неверными” (да и сейчас такое случается). В этом заключаются главные различия суннитов и шиитов.

Вторым самым большим отличием является то, что равным Пророку для них является и его племянник – Али. Следовательно, власть переходит только кровным родственникам Мухаммеда.

Мусульмане-шииты изучают в сунне только ту часть, которая относится к Мухаммеду и его родственникам (в отличие от противоположного течения, в котором изучается весь текст). Также для них важен трактат ахбар, который означает весть о Пророке.

Для последователей Али имамом является потомок Пророка и духовный лидер. Также существует верование, что когда-нибудь появится мессия, который предстанет, как скрытый имам. О нем даже есть особая легенда, которая повествует о том, что был двенадцатый имам Мухаммед, который в отроческом возрасте пропал при необъяснимых обстоятельствах. И с тех пор его никто не видел. Однако исламские шииты считают его живым. Они верят, что он находится среди людей и когда-нибудь придет к ним и поведет за собой.

Плюсы и минусы

Главным плюсом применения кирзы в производстве армейской обуви являются износостойкость и минимальная себестоимость. Поэтому основным назначением материала является изготовление кирзовых ботинок и сапог.

  • максимальная водоупорность;
  • устойчивость на истирание и разрыв;
  • стойкость к механическим повреждениям;
  • способность накапливать статическое электричество минимальная.
  • не выносит максимальных низких и высоких температур (поверхность может потрескаться);
  • под воздействием тепла дает усадку;
  • повышенная жесткость;
  • скудная цветовая палитра (черный и темно-серый цвет, реже отбеленные и окрашенные образцы).

Шииты

Отдельной ветвью в Исламе являются шииты – название направления происходит от арабского слова, означающего «партия» или «приверженцы». После того, как умер Пророк Мухаммед ﷺ, некоторые мусульмане, которые придерживались той точки зрения, что только к потомкам Посланника Аллаха ﷺ должна переходить власть в мусульманской общине, сформировались в группу. Потомками Посланника Аллаха ﷺ называли детей его дочери Фатимы и детей его двоюродного брата Али.

Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.

Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.

Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.

Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.

Шиитские секты

Ряд шиитских сект, которые объединены между собой верой в наличие божественности у потомков Пророка Мухаммеда ﷺ по линии Али шиитских имамов, были объединены в мусульманской религии общим термином «гулат», что в переводе означает «преувеличение».

К таким сектам относятся:

  • алевиты, верующие в Али как представителя Всевышнего на земле, а не в Мухаммеда ﷺ;
  • гурабиты, верующие в то, что Пророку Мухаммаду ﷺ пророчество было представлено Джибрилем ошибочно, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ и Али были внешне очень похожи. Название секты в переводе означает «ворон», и такое название секта получила потому, что ее участники утверждали, что ошибка произошла из-за сходства Мухаммада ﷺ и Али, которые были похожи «как один ворон на другого»;
  • алавиты или нусайриты, верующие в троицу айн-мим-син (название произошло от первых букв имен Али, Мухаммеда ﷺ, а также Сальмана Перса). Представители алавитов распространены в западной части Сирии, в Турции и Северном Ливане, президент Сирии Башар аль-Асад является последователем данной группы. Само же название «алавиты» происходят от сочетания «Али-Алла», то есть «обожествляющие Али». Направление алавитов рассматривают как эзотерическое ответвление персидского исламского направления со схожим культом Али, приходящегося зятем и двоюродным братом пророка Мухаммеда ﷺ;
  • дамийты, верующие в то, что Богом был Али, а его посланником стал Мухаммад ﷺ;
  • базигиты, верующие в то, что Богом был Джафар ас-Садык, шестой имам, а все те имамы, которые были до него, были его посланниками;
  • йафуриты, верующие в то, что Богом был Муаммар из Куфы;
  • кайсаниты, верующий в то, что после смерти Хусайна ибн Али имамат перешел к Абуль Касиму Мухаммаду ибн аль-Ханафии. После того, как Абуль Касим Мухаммад ибн аль-Ханафия умер, данная секта разделилась на несколько более мелких;
  • представители крайнего эзотерического учения Ахл-е Хакк, которое вышло из месопотамских учений гулата и распространилось в западной части Ирана и в восточной части Ирака в курдской среде.

Религиозные направления и принципы веры

Современный, как и традиционный, суннизм представляет собой религиозное течение, построенное на полном подчинении общине и положениям сунны и Корана. На сегодняшний день сунниты – это подавляющая часть правоверных мусульман во всем мире. Лишь в некоторых странах шииты занимают преобладающее положение (Азербайджан, Иран, Бахрейн, Ливан и т.д.).

Принципы течения были сформированы еще в средних веках, на этапе становления учения. С тех пор они не изменились. Основными положениями суннизма являются признания:

  1. Законности правления халифов.
  2. Подлинности шести сводов хадисов.
  3. Догматических школ.
  4. Школ шариатского права — мазхабов.

Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али были первыми четырьмя правителями, которые правили Великим Халифатом. Сунниты считают, что вся верховная власть должна быть сосредоточена в руках халифов, избираемых общиной.

Как известно, мусульмане суннитского толка утверждают, что ислам держится на пяти столпах и двух основах – Коране и Сунне, которая представляет собой свод хадисов – это рассказы о пророке Мухаммеде. О его поступках и словах, касающихся жизни общины в правовом, социальном или религиозном разрезе.

Изначально такие предания распространялись только в устной форме – их рассказывали друг другу, не записывая. Составление письменных хадисов началось позже, в период раннего возникновения суннизма. А основные своды правил на основе хадисов появились не менее чем через 200 лет после кончины Пророка.

Все эти правила были объединены в шесть сборников, имеющих общее название Кутуб ас-Ситта. Однако нужно заметить, что религиозные и богословские разногласия настолько велики, что даже в этом вопросе взгляды исследователей относительно деяний Пророка и всего ислама не всегда сходятся. Не все хадисы, включенные в этот сборник, признаются достоверными.

На сегодняшний день известны три догматические школы. К ним относятся:

  • асариты;
  • ашариты;
  • матуридиты.

Асариты придерживаются жестких традиций в толковании Священных писаний. Для них невозможной считается сама мысль о том, что Коран можно трактовать как-либо иносказательно. Если какие-либо положения в них остаются неясными, то асариты и не стремятся вникнуть в их смысл. При этом они не воспринимают их и буквально.

Если какое-либо место в Сунне, либо Коране остается для них не слишком ясным, они не объясняют его и не ищут какой-то отдельный смысл в сообщении, оставляя это на усмотрение Аллаха. В глазах асаритов Всевышнему ведомо все, а что касается людей, они должны просто воспринимать откровения как данность.

Ашаризм – второе направление суннизма, оно несколько отходит от тех взглядов, которые исповедуют асариты. Ашариты полагают, что религиозным догмам не стоит следовать бездумно, а подход толкования их истинности вполне рационален. При этом они считают, что между различными явлениями не может быть причинно-следственной связи. В отличие от асаритов, они не признают авторитаризм в вере, подходя к религиозным положениям философски и стараясь их осмысливать.

Матуридиты во многом сходны по взглядам с ашаритами. Это течение сформировалось позже остальных. Основоположником его является Абу Мансур аль-Матуриди, который призывал разумно относиться к различным явлениям и осмысливать их. Однако матуридиты, как и асариты, считают, что повеления Аллаха нельзя рационализировать и нужно покоряться им без раздумий.

Еще один принцип суннитского учения – это наличие четырех богословско-правовых школ. Это так называемые мазхабы:

  • шафиитский;
  • ханбалитский;
  • маликитский;
  • ханафитский.

Каждый из них опирается на догмы Корана и Сунны, однако ханбалитский мазхаб жестко стоит на позициях непринятии нововведений в исламе, а источником права здесь помимо священных книг являются еще и решения сподвижников Пророка.

Ханафитский же мазхаб признает кроме Сунны, Корана и решений сподвижников еще и местные обычаи. Так, многие сунниты, проживающие в России (в основном на Северном Кавказе), являются ханафитами – это абазины, черкесы, ногайцы, кабардинцы, башкиры, татары.

Конструкция

Мусульмане в России

В России также проживает немало людей, которые исповедуют ислам. Это исповедание второе по многочисленности в государстве. Все-таки половина страны находится в Азии, где эта религия является одной из главных. Сунниты в России считаются наиболее многочисленной веткой ислама. Шиитов гораздо меньше, и находятся они большей частью на Северном Кавказе. Также много среди последователей Али азербайджанцев, которые переселились в Россию после того, как Советский Союз распался. Еще можно встретить шиитов в Дагестане среди татов и лезгин.

На сегодняшний день ярко выраженных конфликтов между разными направлениями среди мусульман не наблюдается (хотя в мире этого достаточно).

Осетия

Идеология шиизма и его заблуждения

После предательства шиитов повлекшей гибель Хусеина в 61 году хиджры (682 г.н.э.), Аллах да будет доволен им, опять на многие годы исчезают любые их проявления, оставаясь маргинальной подпольной группой.

Позже, ближе к концу омеядского правления (132 г.х. – 753 г.н.э.), в очередной период политического кризиса связанного с сменой династий (Омеядская-Аббасидская) шииты вновь выходят на сцену жизни Уммы. И именно тогда происходит трансформация шиизма из чисто политической группы в настоящее религиозно-политическое движение. Шиизм возникший как группа, партия, ратовавшая против выборности халифов и выступавшая за передачу власти представителям рода Пророка Мухаммада, мир ему, вскоре тесно связывается с персидским национальным движением, противопоставлявшем себя арабизму и начинает принимать облик в современном смысле слова «шиизм». В религиозной доктрине шиитов распространяются элементы старых персидских религий и просто доисламских языческих традиций.

Некоторые элементы шиизма, в частности его теократизм и вера в возвращение скрытого имама («скрывшегося» 12 веков назад), который непременно придет и установит шиитскую власть над миром, или «наместничество» Бога и непогрешимость их имамов напоминают иудейско-христианские убеждения. Отдельные детали позволяют допустить также наличие влияния зороастризма, которая была официальной религией древней Персии.

Ключевым постулатом шиизма, явившемся причиной раскола является признание единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда, мир ему, только Али и его потомков от Фатимы.

Важно отметить, что сам Али принял мнение подавляющего большинства мусульман о выборности самого достойного халифом и дал присягу по очереди всем трем своим предшественникам, Абу-Бакру, Умару и Осману, в результате чего шиизм не выжил вначале Исламской эры, но появился во втором-третьем веках

Ветви

Уже в середине 8 в. шиитское движение раскололось на два течения — «крайнее» и «умеренное». К первому относят собственно «крайних» (гулат) и исмаилитов, ко второму — зейдитов и имамитов. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления.
Расхождения между сторонниками различных ответвлений шиизма в основном касаются политических вопросов. Основной общей чертой всех шиитов является их убежденность в том, что власть в исламском мире должна принадлежать потомкам Али. Наибольший политический успех выпал на долю зейдитов и исмаилитов, которым удавалось в разное время и в разных частях халифата создавать свои государства — имаматы.

В настоящее время последователи различных шиитских общин живут практически во всех мусульманских странах и регионах мира. Сегодня шииты представляют примерно 10% мусульман всего мира, что составляет около 1,5 млрд человек. Начиная с 16 в. шиизм прочно укоренился в Иране (80% населения). В Ливане основное шиитское население проживает в долине Бекаа и на юге страны. В Ираке шииты составляют большинство населения (60%). Их также можно встретить в Саудовской Аравии, Йемене, Иордании, Пакистане (более 20%) и в Афганистане.

Случается, в спокойные времена, что правоведы шиитов и суннитов встречаются, обмениваясь идеями в области права и законотворчества, посещают мазхабы друг друга. Но, несмотря на это, в обрядовой и законодательной практике суннитов и шиитов есть различия.

Причины разногласий между шиитами и суннитами

Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.

Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.

По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.

Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).

Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.

О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.

Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.

Конструкция подводных лодок класса «Борей»

Конструкция подлодки проекта 955 «Борей»

Корпус Лодки проекта 955 — двухкорпусные.

  • Для изготовления блоков прочного корпуса применена сталь с пределом текучести 100 кгс/мм2 и титан;
  • Установка оборудования внутри прочного корпуса производится с применением системы двухкаскадной амортизации;
  • Для изоляции блоков от прочного корпуса используются пневмоамортизаторы из резинокорда;
  • Боевая рубка для повышения технических характеристик лодки Борей при движении в подводном положении имеет выраженный наклон вперед;
  • Снаружи для покрытия лёгкого корпуса используется специальная стелс-резина для снижения гидроакустической шумности
Силовая установка Предполагается, что основой силовой установки подлодок проекта 955 является:

  • водо-водяной ядерный реактор ВМ-5 (на тепловых нейтронах млм с парогенератором ОК-650В). Мощность – 190 мегаватт;
  • система «Алиот» — управление реактором и защита от радиоактивного излучения;
  • энергоблок ЯЭУ — КТМ-6;
  • паротурбинная установка «Мираж», главный турбозубчатый агрегат ОК-9ВМ (либо улучшенный аналог);
  • водометный движитель с одним валом

Мощность силовой установки — около 50 000 л.с.

Рулевое управление Система рулевого управления подлодки включает:

  • горизонтальные выдвижные рули с закрылками (в носу лодки);
  • два подруливающих устройства – погружные гребные электродвигатели ПГ-160 (в выдвигаемых колонках в корме)
Гидроакустика Гидроакустическое вооружение подлодок проекта «Борей»:

  • комплекс МГК-600Б;
  • цифровой ГАК «Иртыш-Амфора-Б-055» (обнаружение, пеленгация, классификация и шумоподавление гидроакустических сигналов);
  • станции малой гидроакустики (измерительные работы, поиск минно-торпедных целей)

С помощью пусковых установок РЭПС-324 «Шлагбаум» (калибр 533 мм) осуществляется запуск гидроакустических средств подавления МГ-104 «Бросок» и МГ-114 «Берилл».

Расстояние до объекта, засечённого с помощью ГАК, может составлять до 230 км. Одновременно операторы комплекса могут сопровождать до 30 целей. По мощности и эффективности гидроакустическое вооружение подлодок проекта 955 максимально приближено к аналогичному оборудованию американских крейсеров класса «Вирджиния»

Система спасения экипажа Для спасения всего экипажа в аварийных ситуациях в корпус лодки рядом с шахтами БРПЛ встроена всплывающая камера ВСК. Для передвижения по воде предусмотрено 5 спасательных плотов КСУ-600Н-4
Вооружение Для управления ракетным вооружением на борту подлодок проекта 955 «Борей» установлен стартовый комплекс КБСК «Округ-55». Основные данные системы глубоко засекречены. Схема  пусковых установок:

  • 16 шахт БРПЛ Р-30 «Булава»;
  • четыре 533 мм торпедных аппарата;
  • четыре 650 мм торпедных аппарата

Боезапас:

  • торпеды, ракето-торпеды, самотранспортирующиеся мины, ПЛРК «Водопад» — 40 шт;
  • баллистические ракеты Р-30 «Булава» — 16 шт;

Лодки проекта 955А планируется оснастить двадцатью пусковыми установками баллистических ракет. Торпедные аппараты переоборудуются под старт суперсовременных крылатых ракет «Оникс» и «Калибр»

Характеристика отсеков
  • 1-й — торпедный отсек с комплексом гидроакустического вооружения;
  • 2-й — центральный пост, жилой отсек;
  • 3-й — боевой отсек;
  • 4-й и 5-й — ракетные отсеки;
  • 6-й — парогенераторный отсек;
  • 7-й и 8-й — реакторный и турбинный отсеки

Алавиты(нусайриты) и алевиты(кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

IX век.

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов

Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты

Башар Асад, президент Сирии.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов

Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе

Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector