Акс-74у: характеристики и предназначение легендарной модели
Содержание:
- Тактико-технические характеристики АКМ (ТТХ)
- АКМ
- История создания АКМ
- Бронебойным — огонь!
- Боеприпасы к автоматам
- БПЛА Аэростатического типа¶
- Как подтвердить диагноз, получить отсрочку
- Шестистволки
- Особенности Су-35
- Калашниковские современники
- АК — это дешёвое оружие
- История создания автомата Калашникова модернизированного
- Умножаем на два
- Джеймс Гарфилд
- История создания автоматов Калашникова
- Что обозначают цвета российского флага версии трактовки
- Оружие для «Ратника»
- Итоги президентских выборов
Тактико-технические характеристики АКМ (ТТХ)
Технические характеристики АКМ и АКМС В сравнении с предыдущим моделями автомата Калашникова, в модернизированную версию были внесены многие нововведения:
- замедлитель курка — в несколько раз повысил кучность стрельбы, не потеряв в скорости;
- изменен затвор, а именно перенесен на другую сторону. Что значительно повысило устойчивость оружия при бое;
- на несколько сотен метров увеличена прицельная дальность;
- наствольный штык — заменен штыком-ножом;
- значительно снижен вес за счет изменения материалов для некоторых частей.
Патрон | 7,62х39 обр. 1943 г. |
Длина ствола | 415 мм |
Длина нарезной части ствола | 369 мм |
Число нарезов | 4 |
Общая длина со штыком | 1020 мм |
Общая длина без штыка | 870 мм |
Емкость магазина | 30 патронов |
Темп стрельбы | 600 выстр/мин |
Боевая скорострельность: | |
одиночными выстрелами | 40 выстр/мин |
очередями | 100 выстр/мин |
Прицельная дальность | 1000 м |
Длина прицельной линии | 378 мм |
Масса без патронов с магазином из легкого сплава без штыка-ножа | 3100 г |
Масса со снаряженным магазином из легкого сплава | 3600 г |
Масса стального магазина | 330 г |
Масса магазина из легкого сплава | 170 г |
Общая длина штыка-ножа многоцелевого назначения | 278 мм |
Длина клинка | 148 мм |
Ширина клинка | 30 мм |
Масса штыка-ножа с ножнами | 450 г |
Масса штыка-ножа без ножен | 284 г |
АКМ
Если АК обладал рядом «детских» болезней, выявленных в процессе производства и эксплуатации, то принятый в конце 50-х годов на вооружение АКМ (автомат Калашникова модернизированный) был призван их устранить. К примеру, на АК изначально не был предусмотрен штык, а позже был адаптирован штык от «старушки» СВТ. Ствольная коробка АК, поначалу изготавливаемая штамповкой, тоже могла иметь высокий процент брака, поэтому была постепенно заменена на фрезерную. Отсутствие ДТК неизменно приводило к уводу ствола АК при стрельбе очередями.
АКМ с ГП-25
Всё это было улучшено в модернизированной версии автомата. Добавлен ДТК, автомат стал немного легче и ещё надежнее. Дальность стрельбы увеличилась с 800 м до 1 км. Магазины приобрели свой «стандартный» вид, появились три продольных ребра жесткости. Приклад для удобства стрелка стал выше. Появилась и версия АКМС (складной) с прикладом, складывающимся под ствольную коробку, – такое оружие предназначалось для ВДВ, разведки и экипажей бронемашин. На курок поставили замедлитель срабатывания, стрельба очередями за счёт этого нововведения и ДТК стала кучнее. Наконец, появились варианты автомата с ПБС (прибор бесшумно-беспламенной стрельбы), проще говоря, с глушителем, и особые дозвуковые патроны, делавшие стрельбу ещё тише. На АКМ можно было установить ночной прицел и 40-миллиметровый подствольный гранатомёт ГП-25 «Костёр». АКМ производился с 1959 года аж по 1976 год. И до наших дней это один из лучших автоматов мира, его нередко можно увидеть сейчас в руках солдат всех армий мира.
История создания АКМ
Опытный автомат Калашникова АК-461946 год — правительство Советского Союза объявляет конкурс среди оружейных конструкторов, на создание нового стрелкового автоматического оружия, для патронов среднего класса (между пистолетными и пулеметными).
В этом же году были представлены модели автомата Калашникова АК-46-1 и АК-46-2, но были не приняты и отправлены на доработку.
1947 год — новая модель АК с индексом 47 соответствовала всем требованиям военного руководства и была принята на вооружение в советской армии. Одновременно с АК на вооружение был принят автомат АКС со складным прикладом, для войск специального назначения и внутренних сил.
1958 год — работа над усовершенствованием автомата продолжалась и появились модели АКМ, АКМС и АКМСН. Аббревиатуры которых расшифровывались, как:
- Автомат Калашникова Модернизированный;
- Автомат Калашникова Модернизированный складной.
Основными отличиями от АК были дальность стрельбы, более легкий вес, увеличенная прицельная дальность, множеством стабилизаторов.
1960 год — руководством СССР была поставлена задача разработать автомат с высокой кучностью стрельбы и для калибра 5,45 мм. Так появился АК-74 и АКС-74. Отличий было много, и они заключались не только в диаметре патрона. Снизилась отдача, увеличилась точность и скорость стрельбы. Также появились дополнительные крепления для различных дополнительных усовершенствований.
Автомат Калашникова АК-74
К 1970 году на вооружение поступают АК-74У (укороченный), для стрельбы в помещениях и на близком расстоянии.
1974 год — появляется АК-74М. Максимально улучшенная модификация. Новые материалы для приклада и цевья, дальность и мощность стрельбы увеличена, отдача снижена.
С 1988 года — разрабатывается «сотка», АК-101. Это современное автоматическое оружие, многим отличается от автоматов 47 серии. Множество модификаций не позволяют конкурирующим с ним аналогам (как Российским, так и зарубежным) обогнать его в лидерстве.
Бронебойным — огонь!
Однако стрельбы по крылатым противокорабельным ракетам на полигонах и в ходе локальных войн показали, что ракету, подлетевшую к кораблю-цели на несколько сотен или даже десятков метров, недостаточно сильно повредить — необходимо уничтожить ее боевую часть. Но боевые части многих ПКР бронированы. Поэтому за рубежом в боекомплект ряда корабельных автоматических малокалиберных установок включены выстрелы с подкалиберными бронебойными снарядами. Среди них 20-мм американская шестиствольная артустановка «Вулкан-Фаланкс», 30-мм англо-голландский семиствольный «Голкипер» и другие.
В ГНПП «Прибор» были созданы бронебойные подкалиберные снаряды «Кернер» и «Трезубец», предназначенные для 30-мм армейских автоматов 2А38, 2А42 и 2А72. Эти снаряды способны пробить 25-мм броню под углом 60 градусов с дистанции 1000−1500 м. С учетом стандартизации 30-мм выстрелов этим подкалиберным снарядом можно легко комплектовать и выстрелы для морских 30-мм автоматов типа ГШ-6−30К.
Боеприпасы к автоматам
Чтобы повысить функциональность оружия, было разработано несколько вариантов патронов 7.62х39 мм. Каждый имел определенное назначение и характерную маркировку, позволяющую безошибочно определить, с каким боеприпасом стрелок имеет дело.
Конечно, самый старый, распространенный и известный – стандартный патрон. Он не имеет никакой маркировки и оснащен биметаллической пулей – свинцовый сердечник в стальной оболочке. Предназначен для поражения противника, не имеющего защиты и не находящегося в укрытиях.
Чуть позже появился бронебойный патрон. Его легко опознать по характерной черной головке пули. Стальной сердечник при попадании в препятствие не деформируется, а легко пробивает его, поражая противника.
Не слишком широкое распространение получил патрон с пониженной рикошетирующей способностью. Он менее известен, так как был разработан значительно позже вышеупомянутых – уже в начале XXI века и применяется преимущественно подразделениями МВД. Маркировка – отсутствие краски на головке пули и фиолетовый лак на стыке пули с гильзой. Основное назначение – применение во время спецопераций. Передняя часть пули изготовлена из стали, а середина и задняя часть – из свинца. Благодаря этому пуля практически не рикошетирует – при попадании в твердую поверхность она деформируется и резко теряет убойность. Поэтому риск потерь среди мирного населения сведен к минимуму.
Трассирующий патрон имеет зеленую головку. Предназначен для целеуказания, но также нередко применяется опытными бойцами при стрельбе – четвертый-пятый патроны в магазин закладываются трассеры. Благодаря этому, когда боеприпас подходит к концу, стрелок быстро понимает это и имеет возможность своевременно заменить магазин на полный. Оболочка пули изготовлена из стали, а сердечник – из свинца с добавлением сурьмы. Поэтому в полете пуля светится.
Поэтому боеприпас прекрасно подходит для поджигания бензобаков легкобронированной техники. Кстати, листовую бронесталь толщиной в 7 мм такая пуля легко пробивает на дистанции в 330 метров, а противоосколочный бронежилет – с 1 километра. Маркировка – черная головка пули с красным ободком.
Узкоспециализированными являются патроны уменьшенной скорости. Определить их можно по соответствующей маркировке – зеленый поясок на пуле с черной головкой. Утяжеленная пуля (12,55 грамма против 7,9 грамма у обычной) имеет стальной сердечник, благодаря этому легко пробивает легкобронированные цели. Увеличенный вес существенно снижает скорость полета пули (310 м/с против 725 м/с у стандартного патрона). То есть, показатель не превышает скорость звука и прекрасно подходит для стрельбы с использованием прибора беспламенной и бесшумной стрельбы – в просторечии глушителем. Обычно используется для проведения спецопераций.
Особняком стоят холостые патроны – они легко опознаются по отсутствию пули и гильзе, обжатой в передней части. Применяются во время учений, чтобы стрелок привык к оружию, не боялся отдачи. При стрельбе очередями автоматы оснащают специальными надульными насадками, благодаря которым газы выходят из ствола медленнее, обеспечивая давление, достаточное для работы автоматики.
На этом статья подходит к концу. Теперь каждый читатель знает больше о таком без преувеличения легендарном оружии, как автомат Калашникова, его модификациях, истории и используемых им боеприпасах.
БПЛА Аэростатического типа¶
БПЛА аэростатического типа (blimps) – это особый класс БПЛА, в котором
подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы,
действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием).
Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями (рисунок —
21)
Дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый) – летательный аппарат легче
воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно
это винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) и
системы управления ориентацией благодаря которой дирижабль может
двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных
потоков.
Рисунок — БПЛА аэростатического типа
Отличительное преимущество дирижабля — большая грузоподъемность и
дальность беспосадочных полетов. Достижимы более высокая надежность и
безопасность, чем у самолетов и вертолетов. (Даже в самых крупных
катастрофах дирижабли показали высокую выживаемость людей.) Меньший, чем
у вертолетов, удельный расход топлива и, как следствие, меньшая
стоимость полета в расчете на единицу массы перевозимого груза. Размеры
его внутренних помещений могут быть очень велики, а длительность
нахождения в воздухе может измеряться неделями. Дирижаблю не требуется
взлетно-посадочной полосы (но зато требуется причальная мачта) — более
того, он может вообще не приземляться, а просто «зависнуть» над землей
(что, впрочем, осуществимо только при отсутствии сильного бокового
ветра).
Рисунок — Дирижабль для аэрофотосъемки
Наиболее типичные применения современных беспилотных дирижаблей – это
реклама и видеонаблюдение (рисунок — 22). Однако в последние годы их все
чаще заказывают телекоммуникационные компании для использования в
качестве ретрансляторов сигналов. Существуют также проекты постройки
дирижаблей очень большой грузоподъемности – 200-500 тонн.
Привлекают внимание новые концепты дирижаблей, имеющие, как правило,
нетрадиционные форму оболочки и способ движения. Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий»
Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км
Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км.
Как подтвердить диагноз, получить отсрочку
Поллиноз изначально не рассматривается военным комиссариатом как повод для освобождения от службы. Чтобы доказать обратное, нужно предварительно пройти обследование у специалиста, обращаться за помощью всякий раз при возникновении серьезных симптомов – отек Квинке, др., а также подтвердить наличие аллергии на продукты питания. В военкомате призывника обязательно отправят на повторное обследование, если диагноз не подтверждается, вручают повестку. При подтверждении поллиноза дают категорию «Б», при дополнительном обнаружении аллергии на продукты, входящие в состав армейского рациона, освобождают от службы с категорией «В». Доказать частоту рецидивов отека Квинке можно только с помощью выписок из медицинской карты за последний год.
Шестистволки
В результате все ведущие морские державы приступили к созданию систем ближней самообороны с вращающимся блоком стволов.
В 1963 году в СССР началось проектирование шестиствольного автомата АО-18 (ГШ-6−30К). Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерная особенность этого оружия — непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов. Питание — непрерывное ленточное.
Серьезной проблемой при темпе стрельбы 5000 выстр./мин. становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки воды или антифриза между кожухом и стволами.
Установка АК-630 полностью автоматизирована. Ведение стрельбы определяет система «Вымпел». Вот, к примеру, один из вариантов стрельбы. «Вымпел» просчитывает время, когда цель и снаряды, выпущенные из АК-630, окажутся в точке, удаленной на 4000−3800 м от корабля (предельная дальность действия установки в автоматическом режиме). В момент, когда открывается огонь, цель может находиться на дистанции 5−6 км. Первоначально стрельба ведется короткими очередями по 40 выстрелов с перерывами в 3−5 секунд, а затем, если цель не сбита, установка переходит на непрерывный огонь до поражения цели. После этого она автоматически начинает обстреливать следующую цель.
Первоначально 30-мм автоматы комплектовались выстрелами с осколочно-фугасными снарядами весом 390 г и осколочно-трассирующими снарядами весом 386 г. Шестиствольная 30-мм отечественная артустановка АК-630 была принята на вооружение в 1980 году. АК-630 и ее упрощенный вариант АК-306 до сих пор остаются основным средством самообороны нашего флота.
Особенности Су-35
Конструкция исходного планера была усовершенствована и усилена, что позволило повысить срок эксплуатации самолета до 6000 полетных часов. В корпусе самолета применяются композиты и алюминиево-литиевые сплавы. Новые конструктивные решения дали возможность существенно поднять максимальную взлетную массу самолета.
На Су-35 была применена новая модель двигателей АЛ-41Ф1С, позволяющих набирать сверхзвуковые скорости без применения форсажа – свойство, характерное для 5-го поколения машин.
По своим летным характеристикам самолет превосходит все существующие истребители, относящиеся к 4-му поколению, такие как европейский «Рафаль» и американский F-16, и вплотную приближается к современным машинам 5-го поколения, состоящим на вооружении США (фото F-22 и фото F-35). Скорость, маневренность и дальность полета истребителя также превосходят имеющиеся аналоги.
Су-35 имеет РЛС Н035 Ирбис, при помощи которой он может обнаруживать воздушные и крупные надводные цели в пределах 400 км, а наземные – до 200 км. Количество одномоментно обнаруживаемых и сопровождаемых целей в сравнении с прототипом серьезно увеличено. Су-35 может одновременно сопровождать до 30 и обстреливать до 8 воздушных целей.
Самолет обладает развитыми средствами РЭБ.
Технические характеристики
- Экипаж — 1 пилот.
- Длина – 21,95 м.
- Высота – 5,92 м.
- Максимальная скорость – 1400 км/ч (вблизи земли) и 2500 км/ч (на высотах).
- Дальность полета – до 4500 км. (с подвесными топливными баками).
- Потолок – 20 км.
Фото Су-35 в полёте.Фото Су-35 (Су-35С).Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.
Калашниковские современники
В наши дни АК продолжает развиваться. После АК-74М, о котором мы упоминали, начали появляться и другие модели. Распад СССР и рыночная экономика заставили крупные оборонные предприятия нашей страны полагаться не только на скудные в годы кризиса госзаказы, но и на иностранные рынки. Ориентация на иностранного заказчика двигала вперед и наш автомат. Так появилась знаменитая «сотая» серия АК.
АК-103
Автоматы «сотой» серии обладают всеми признаками современного стрелкового оружия. Новые полимерные материалы, отличные возможности для тюнинга и различных оружейных «приблуд» делают их очень функциональными. Интересно, что АК-101 и 102 (длинная и укороченная версии) производятся по заказу под натовский патрон 5,56 – такие вот правила диктует рынок. Отдельно следует отметить АК-103 – реинкарнацию АКМ под 7,62х39, но с использованием самых современных технологий, он особенно любим иностранными заказчиками.
АК-101 и 102 под патрон 5.56 НАТО
Были начаты работы над автоматами под условным обозначением АК-107 и 108 со сбалансированной автоматикой, а значит, с почти отсутствующей отдачей. Эта ветка разрабатывается и по сей день и даже вышла на гражданский рынок под обозначением «Сайга МК-107».
АК-204
Михаил Тимофеевич Калашников ушел от нас в 2013 году, но работу над автоматом ни он, ни его преемники не останавливали. Это способствовало появлению целого семейства современных автоматов, таких как АК-12 и АК-15. АК-12 принят на вооружение Российской Армии, этот автомат вобрал в себя лучшие решения, накопленные за десятилетия жесткой эксплуатации АК. Особенно интересно решение с крышкой ствольной коробки, на которую стало возможно штатно устанавливать различные прицелы на планку Пикатинни.
АК-12 и АК-15
Сейчас концерн «Калашников» продолжает работу над совершенствованием автомата. Появилась «двухсотая» серия, а это ещё более совершенные образцы АК, и применяемые металлы и полимеры значительно увеличивают их боевые свойства и живучесть, что подтверждается стресс-тестами стволов, которые концерн регулярно проводит и публикует в открытом доступе.
АК-308
Ещё одной интересной новинкой концерна стал «Калаш» под натовский калибр 7,62х51 (308Win). Классический облик автомата и мощный патрон без закраины (в отличие от своего русского собрата) превратили автомат в винтовку точного боя.
«Классика» — АКМС с ГП-25 и ПБС
Конечно, в рамках статьи мы не смогли подробно остановиться на многих нюансах боевого применения, сравнения и эксплуатации АК. Не затронули вопросов массового копирования и производства лицензионных АК. Но для этого у нас ещё будет время, главное, что мы показали большой путь, проделанный лучшим в мире автоматом. И финиш на этом пути еще далеко, а потому с полной уверенностью можно сказать, что становление АК будет продолжаться ещё как минимум сотню лет, а то и больше.
Обложка: pinterest.ru
АК — это дешёвое оружие
Да, но нет. Мнение о дешевизне автоматов Калашникова пошло главным образом от того, что СССР и его сателлиты раздавали эти автоматы практически кому попало и зачастую бесплатно.
В дальнейшем репутацию недорогого оружия подкрепило появление гражданских клонов АК российского производства, известных под общим фамильным именемСайга». И ружья, и карабины этого семейства в России действительно стоили — и стоят — значительно дешевле аналогичных иномарок, но объясняется это тем, что все основные капиталовложения в разработку, оснастку, оборудование, освоение технологий были отбиты за прошедшие десятилетия военных поставок.
Попытка сделать качественный АКс нуля» сегодня приводит к тому, что такой автомат(точнее, как правило, самозарядный карабин на его базе) стоит ничуть не меньше, чем аналогичные гражданские версии таких известных зарубежных автоматов, как М16 или Beretta ARX. Для сравнения — калашоиды компании Rifle Dynamics, считающейся одним из ведущих производителей клонов АК в США, стоят от 1500 до 2200 долларов. При этом гражданский клон карабина М4 от фирмыКольт» стоит порядка тысячи баксов, а самозарядный карабин Beretta ARX 100 — 1950$. Да что там — обычная российскаяСайга» под патрон .223, в конфигурацииа-ля АК74» на вторичном рынке в США стоит порядка тысячи долларов, а то и больше.
АК от Rifle Dynamics
История создания автомата Калашникова модернизированного
Еще до появления АКМ в войска активно поставляли 7,62-мм автоматов АК и АКС. На основе массового тестирования военнослужащие смогли разработать список требований, которым должно соответствовать любое автоматическое оружие. Организаторы и ответственные лица, которые участвовали в испытаниях:
- Калашников.
- Коробов.
- Смирнов.
- Гагарин.
- Дегтярев.
Эти люди действительно разбирались в оружейном деле и смогли осуществить модернизацию АК. Новый АКМ был принят на массовое производство в 1959 году. Несмотря на серьезную модернизацию, АКМ сохранил основные достоинства своего праотца:
- автоматика работает за счет того, рама соединяется с газовым двигателем и длинным ходом поршня;
- литое объединение основных элементов с затворной рамой;
- во время выстрела производится запирание канала ствола поворотом затвора, в котором присутствуют два выступа;
- чтобы нахождение возвратного механизма оставить в продольном канале затворной рамы, ее оставили литой;
- можно стрелять одиночными выстрелами и очередью;
- оснащение флажковым неавтоматическим переводчиком-предохранителем;
- все главные элементы и механизмы остались в ствольной коробке.
Все конструкторы в одни голос говорили, что двигатель на автомате слишком мощный. Это было связано с положением подвижных частей автоматики, где наблюдались внушительные зазоры. Когда их уменьшили, получилось обеспечить надежную работу системы. Именно этот показатель дал возможность называть автомат Калашникова этой модификации неубиваемым. Он может исправно работать даже в условиях значительного загрязнения, под водой или при минусовой температуре.
Данная доработка принесла также некоторые сложности. Произошло увеличение нагрузки на газовую систему, и появлялась небольшая вибрация во время автоматной очереди. Чтобы это исправить, отверстия для сброса газов решили перевести на газовую камеру. Если в первом АК коробку делали с вкладышем из стали, то в АКМ стволовой элемент полностью сделали стальным. Это немного увеличило вес оружие, но позволила решить ряд других вытекающих проблем.
Раньше эта коробка была также неудобна тем, что она создавалась из штампованных деталей с использованием сварки и клепки. Такой вариант изготавливали для того, чтобы сделать вес автомата меньше, а также минимизировать затраты по стали. Конечно, АК получился бюджетной моделью с массой достоинств, но внутренняя составляющая АКС позволяет назвать это оружие не только надежным, но и сделанным из высококачественных материалов.
Эксперты спорят на эту тему до сих пор. За счет того, что в АК коробка сваривались, она получалась с поперечными ребрами, которые добавляли жесткости. То есть теоретически стволовая коробка первого автомата Калашникова более надежная и износостойкая. После того, как с внутренним механизмом работа была завершена, конструкторы решили повысить кучность и точность стрельбы. Для этого в конструкцию ударно-спускового механизма были внесены основные изменения, основное из которых – добавление курка анкерного типа.
Чтобы понять, как это повлияло на общую работоспособность механизма, следует рассмотреть этапы переделки и их результативность. Сначала было изменено положение удара затворной рамы с правой на левую. Это значительно повысило устойчивость рамы при стрельбе. Понизился фактор отдачи. Курок ударялся дважды после спуска, что дульная часть ствола в результате вибрации сразу занимала свое исходное положение. Увеличилась длина цикла автоматики, но незначительно. Зато такая доработка значительно повысила кучность.
Внесены серьезные изменения в детали VCM, несмотря на то, что общая конструкционная задумка сохранилась. Теперь процесс действия проводился следующим образом: переводчик-предохранитель блокирует спусковой крючок, после чего перекрывается прорезь в ствольной коробке. Это действия останавливает движение затворной рамы, что минимизирует риск попадания грязи и пыли во внутренние части механизма. Если оставить прибор в таком положении, то человек не сможет выстрелить, дослать патрон в патронник.
Теперь на резьбу ствола АКМ можно зафиксировать дульную втулку, прибор бесшумной и беспламенной стрельбы или компенсатор активного типа, а также люминесцентные приспособления, надеваемые на целик и мушку, которые позволяют точно стрелять в ночное время суток. После полной доработки получилось оружие, которым пользуются до сих пор. Модернизация позволила повысить показатели кучности и прицельной дальности до километра.
Умножаем на два
В 1970-х годах началась разработка противокорабельных крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, которые должны были иметь защищенную броней многослойную боевую часть и возможность выполнить на конечном участке траектории сложные противозенитные маневры. При подобной маневренности практически невозможно рассчитать точку прицеливания с требуемой точностью, поэтому для надежного отражения атак таких ракет нужно существенно увеличить темп стрельбы установки с целью создания достаточно плотного поля снарядов в расчетном «окне» подхода противокорабельной ракеты. Исследования, проведенные в КБП, НИИ-61 и других организациях, показали, что предельный темп стрельбы для шестиствольного автомата типа АО-18 — 5000 выстр./мин. Для дальнейшего повышения темпа стрельбы могло быть два пути: во‑первых, применить новые конструктивные схемы автомата — например, сочетать многоствольную схему с револьверной, а во-вторых, использовать жидкое взрывчатое вещество в качестве метательного заряда, что сразу решает ряд проблем, в том числе экстракцию гильз. Существовали проработки телескопических боеприпасов, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженной взрывчатым веществом метательного заряда. За рубежом и у нас рассматривались и иные варианты конструкции автомата и боеприпасов. Но самым простым путем повышения темпа стрельбы было увеличение числа блоков 30-мм стволов с одного до двух.
Джеймс Гарфилд
История создания автоматов Калашникова
Вообще идея создания совершенно нового оружия, использующего патрон промежуточный между пистолетным и винтовочным, давно витала в воздухе. Однако только в 1943 году был создан очень удачный боеприпас 7.62х39 мм. Он и стал отправной точкой в создании совершенно новых образцов оружия. В первую очередь это были автомат Калашникова, самозарядный карабин Симонова и пулемет Дегтярева. Именно этими тремя видами оружия планировалось вооружать солдат, чтобы создавать действительно универсальные подразделения, способные справляться с самыми разными боевыми задачами.
Поэтому спустя всего несколько десятилетий именно автомат Калашникова стал основным оружием, используемым в армии. Его достоинства – надежность, удобство, эффективность, неприхотливость – быстро оценили по всему миру. Всего через десятилетие уже многие страны поставили АК на вооружение, а некоторые даже купили лицензию на производство собственного автомата – одни копировали уже существующий образец, другие вносили незначительные (а порой и просто огромные) изменения в конструкцию и внешний вид оружия. Примерное количество официально произведенных автоматов составляет около 100 миллионов. Точное же число, включая многочисленных клонов и пиратские версии вообще невозможно подсчитать.
Конечно, в СССР, а затем и в России развитие оружия также не стояло на месте. И об этом стоит рассказать поподробнее.
Что обозначают цвета российского флага версии трактовки
Смысл цветов российского полотнища расшифровывается по-всякому. Можно выделить вариацию царского времени:
- Белый – свободомыслие.
- Синий – доверие.
- Алый – держава.
Вторая трактовка имеет другое значение: Царь, Бог и Отечество – едины.
Флаг России с гербом
Третье обозначение утверждает, что раскраска оттенков в определенном порядке свидетельствует об единстве: Вера + Надежда + Любовь (синий + белоснежный + алый).
Люди, которым нравится славянская культура, трактуют изображение так:
- Полоса красного цвета – царство подземных жителей.
- Синего оттенка – живых людей.
- Белого тона – небесных существ.
Рассматривая цвета, которые имеет национальный государственный символ, стоит отметить, что для их сочетания характерна смесь динамичности с устремленностью ввысь, от движения к душевным порывам.
Оружие для «Ратника»
Разрабатывать новый автомат оружейники «Ижмаша» (с 2013 года – концерн «Калашников») начали в 2011 году для участия в конкурсе Минобороны на основное оружие комплекта «Ратник». В том же году был создан первый прототип, а в 2012 году новый автомат впервые показали публике. С тех пор АК-12 претерпел множество изменений и доработок, пока в конце концов не стал соответствовать требованиям заказчика. В 2017 году автомат прошел все необходимые испытания и был рекомендован для принятия на вооружение. Разработчики автомата АК-12 – главный конструктор концерна «Калашников» Сергей Уржумцев, ведущий инженер-конструктор Дмитрий Долганов, инженеры-конструкторы Александр Рекухин и Кирилл Сибиряков
Фото: kalashnikov.media
Перед разработчиками ставились несколько задач: улучшить эргономичность автомата, повысить кучность стрельбы и сделать оружие более универсальным. Соперником АК-12 в конкурсе был автомат А-545 Завода им. Дегтярева. Несмотря на то, что по кучности попадания автомат АК-12 незначительно уступает автомату А-545, исходя из оценки конструктивных особенностей и эксплуатационных характеристик автомата Калашникова, военнослужащие СВ, ВДВ и МП ВМФ предпочли АК-12. В частности, у 5.45-мм автомата 6П67 (А-545) и 7,62-мм автомата 6П68 (А-762) со сбалансированной схемой автоматики военнослужащими были отмечены такие замечания, как сильный выброс газов в глаза стрелку, вследствие чего глаза слезятся, затрудняется наблюдение за полем боя и дальнейшее ведение огня; чувствительность автоматики автомата к загрязнению; сложность конструкции автомата при техническом обслуживании и эксплуатации; неудобство ведения рукопашного и штыкового боя.
Важно отметить, что конструкторы нового АК выбрали путь модернизации, а не создания абсолютно нового оружия. Это было необходимо, чтобы сохранить те качества автоматов Калашникова, которые обеспечили им мировое признание: надежность, простоту использования и обслуживания, высокую универсальность при достаточно низкой цене.. Предшественник АК-12, автомат АК-74, был введен в эксплуатацию в 70-х годах и создавался под разработанные в то же время патроны калибра 5,45
Российская армия унаследовала от Советского Союза огромное количество боеприпасов этого типа. Поэтому новое поколение автоматов Калашникова было решено выпускать именно под калибр 5,45. Кроме того, в армию также поступит автомат АК-15, который отличается от АК-12 только калибром. Это оружие может использовать патроны калибра 7,62, которые применялись еще в самых первых моделях «калашникова» и также имеются в военных запасах страны.
Предшественник АК-12, автомат АК-74, был введен в эксплуатацию в 70-х годах и создавался под разработанные в то же время патроны калибра 5,45. Российская армия унаследовала от Советского Союза огромное количество боеприпасов этого типа. Поэтому новое поколение автоматов Калашникова было решено выпускать именно под калибр 5,45. Кроме того, в армию также поступит автомат АК-15, который отличается от АК-12 только калибром. Это оружие может использовать патроны калибра 7,62, которые применялись еще в самых первых моделях «калашникова» и также имеются в военных запасах страны.
АК-12 создавался как часть перспективной экипировки «Ратник» − комплекса индивидуальных средств защиты, коммуникации, наблюдения, разведки и оружия для ведения боевых действий в современных условиях. Комплекс «солдата будущего» разработан российскими инженерами и включает около 40 элементов. «Ратник» уже несколько лет поставляется в армию и продолжает модернизироваться.