Служба внешней разведки россии (свр рф)
Содержание:
- Содержание
- Введение
- Разработка «Манхэттенского проекта» резидентурой в США
- Немного истории[править]
- Известные сотрудники
- Ссылки
- [править] Примечания
- Главные задачи и направления деятельности внешней разведки 1918 — 1920
- Notices
- Характер и сферы деятельности[править]
- Рыцари против зомби
- Работа внешней разведки на Ближнем Востоке
- Иран
- Руководители внешней разведки в 30-х годах
- Отзывы
- Система органов внешней разведки
- VehicleCrime
Содержание
Введение
90-е годы ХХ столетия стали трагическими для СССР. В декабре 1991 года в Беловежской пуще было объявлено о роспуске Советского Союза. Началась новая полоса в истории России. Изменилось ее международное положение, ее связи с зарубежными странами. Новая ситуация требовала новых подходов на международной арене.
Внешняя разведка как один из инструментов политики в создавшейся ситуации не могла оставаться в прежнем виде. Требовалось переосмыслить разведывательную доктрину, разработать новую концепцию ведения разведывательной деятельности, соответствующую сложившимся реалиям.
Разведка не формулирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из национальных интересов. Разведка ведется в тех и только тех регионах, где присутствуют интересы России.
Разработка «Манхэттенского проекта» резидентурой в США
Несмотря на то, что ориентировка Центра была направлена в США еще в 1941 г., добиться ощутимых результатов в разработке ученых и специалистов в области «Энормоза» резидентуре долго не удавалось. Это объяснялось тем, что американские спецслужбы создали вокруг ученых, инженеров, техников и рабочих, сосредоточенных в Лос-Аламосе, прочную стену секретности, которую было непросто преодолеть.
27 мая 1943 г. Москва вновь направила в США ориентировку о работе по «Энормозу», указав, что в качестве объектов проникновения следует считать:
- группу профессора А. Комптона, который руководил всем проектом в исследовательском комитете национальной обороны,
- Колумбийский университет, прежде всего профессоров Даннинг и Юри,
- Чикагскую группу,
- Калифорнийскую группу,
- фирму «Келлог».
Это задание было поставлено на основе информации, полученной лондонской резидентурой.
В ноябре 1943 г. из Москвы в Нью-Йорк на имя многоопытного резидента Василия Зарубина направляется ориентировка, в которой сообщалось, что в США для работы по «Энормозу» выехал ряд ведущих ученых из Англии, в том числе Клаус Фукс, немецкий эмигрант, член Компартии Германии. Ранее он занимался исследованиями в области быстрых нейтронов в Бирмингемском университете и был завербован разведкой ГРУ.
За время работы с военной разведкой К. Фукс, пошедший на сотрудничество с нами из желания нейтрализовать усилия нацистской Германии по созданию ядерного оружия, передал советской стороне ряд расчетов по ращеплению ядра и созданию атомной бомбы. Эти материалы получили высокую оценку Уполномоченного по науке ГКО. Всего от К. Фукса в 1941-1943 гг. было получено 7 весьма ценных материалов.
В работе с К. Фуксом Центр предложил использовать агента-связника, и разведчики с ним в контакт не вступали.
5 февраля 1944 г. в Нью-Йорке состоялась встреча агента-связника Гарри Голда с К.Фуксом, а 25 февраля он передал копии своих теоретических работ по «Энормозу». За время командировки в США К.Фукса его работой на внешнюю разведку руководили Семен Семенов , а затем Анатолий Яцков, о чем ученый, естественно, не догадывался.
15 июня 1944 г. состоялась последняя встреча агента-связника с К.Фуксом в США перед его отъездом в Англию. Впоследствии из-за неявки агента-связника на встречу связь с К.Фуксом в США была утрачена. Агент пытался посетить К. Фукса на его квартире, однако получил ответ, что тот уехал в Англию.
Причина невыхода агента на встречу с Фуксом объяснялась его большой загруженностью по работе. Для перепроверки полученной информации агент-связник решил посетить сестру К.Фукса в Массачусетсе, где выяснилось, что она вместе с мужем находится в отъезде до 20 сентября. Агент также узнал от соседей, что К.Фукс перед отъездом в Англию заходил к сестре попрощаться. Впоследствии ФБР удалось на основе полученных сведений «вычислить» К.Фукса, которого опознали соседи его сестры, и выдать его английской контрразведке.
Летом 1944 г. неизвестный принес в советское генконсульство пакет на имя посла А.А. Громыко. При вскрытии оказалось, что в нем находятся совершенно секретные материалы по проекту «Энормоз». Установить неизвестного резидентуре не удалось. Центр, получивший эти материалы, оценил их как «исключительно интересные», однако отчитал резидентуру за то, что она не приняла мер по установлению контакта с этим лицом.
11 ноября 1944 г. резидентура получила от источника «Персея» доклад о «лагере-2» в Санта-Фе, а также список лиц, работающих по «Энормозу».
Важную документальную информацию по «Энормозу» удалось получить молодому, но уже приобревшему хороший опыт оперативной работы по линии научно-технической разведки А.Феклисову. Как он писал в своей книге «За океаном и на острове», летом 1942 г. к нему на прием в генконсульство пришел инженер-химик из закупочной комиссии П.Н.Ласточкин, который поведал о своем знакомстве с руководителем инженерной группы «Монти». Эта группа строила химические предприятия в США и за рубежом, в том числе опытный завод в Окридже, штат Теннесси, на котором вырабатывался уран-235.
От «Монти» была получена подробная записка, к которой прилагался рабочий чертеж технологической линии завода по получению урана-235. Материал, добытый А.Феклисовым, получил высокую оценку Центра.
Немного истории[править]
Нагрудный знак ВЧК-КГБ: щит и карающий меч.
Памятный знак 85 лет ИНО-ПГУ-СВР: все те же чекистские щит и карающий меч
С декабря 1991 года СВР провозгласила себя официальной преемницей Первого главного управления КГБ СССР (ПГУ) и Центральной службы разведки СССР (ЦСР).
СВР подчеркивает свою историческую роль в качестве прямой и последовательной продолжательницы традиций специальных служб Советской России и бывшего Советского Союза: ВЧК СНК РСФСР-ГПУ НКВД РСФСР-МГБ-КГБ , которые повинны в репрессиях, терроре и преступлениях против миллионов российских, советских и иностранных граждан, священнослужителей ,,
В результате денонсации союзного договора и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) встал вопрос о кардинальной реорганизации органов внешней разведки Российской федерации на базе упраздненной Центральной службы разведки СССР (ЦСР).
После распада СССР на базе Центральной службы разведки СССР указом Президента РСФСР Бориса Николаевича Ельцина №293 от 18 декабря 1991 года , «в связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» образована СВР РСФСР.
Согласно официальной версии СВР Российской Федерации, Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 года не была создана принципиально новая спецслужба новой России, а Центральная служба разведки СССР была всего лишь «переименована в Службу внешней разведки России».
26 декабря 1991 Президент РСФСР Б.Н. Ельцин подписал Указ №316 от 26.12.1991 о назначении первого директора СВР РСФСР. Им стал Евгений Максимович Примаков, которому было поручено в недельный срок представить президенту предложения о Положении о вновь созданной службе, ее структуре и штатах.
13 января 1992 Президент РСФСР Б.Н. Ельцин подписал Указ №15 о назначении заместителей директора СВР РСФСР (команда первого набора). Все заместители директора ЦСР СССР сохранили свои посты в новой структуре. К ним добавился Иван Гореловский, который в звании генерал-лейтенанта стал отвечать за административно-хозяйственную деятельность.
После этого служба внешней разведки еще несколько раз переформировывалась: в Федеральную службу внешней разведки России (30.09.92), в СВР при Президенте РФ (07.10.92), а затем уже в СВР Российской Федерации в ее нынешнем виде.
Известные сотрудники
- Васильев Игорь Владимирович — губернатор Кировской области
- Груздев Владимир Сергеевич — предприниматель, бывший губернатор Тульской области
- Дмитриев Михаил Аркадьевич — бывший руководитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству
- Ерин Виктор Фёдорович — бывший министр внутренних дел Российской Федерации
- Иванов Сергей Борисович — бывший руководитель Администрации президента Российской Федерации
- Корендясев Анатолий Александрович — депутат Госдумы пятого созыва
- Рапота Григорий Алексеевич — Государственный секретарь Союзного государства.
- Чиркунов Олег Анатольевич — бывший губернатор Пермского края
- Якунин Владимир Иванович — бывший президент ОАО «РЖД».
Ссылки
[править] Примечания
Пуля — дура, Пистолет Макарова — молодец! |
||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Пистолет Макарова имеет отношение к полицейским |
||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Главные задачи и направления деятельности внешней разведки 1918 — 1920
До создания самостоятельной разведывательной службы ВЧК — ОГПУ различные подразделения военных и чекистских органов самостоятельно решали контрразведывательные и разведывательные задачи, формулируя их в зависимости от складывающейся ситуации.
Главная задача, стоявшая перед этими органами, заключалась в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией. При этом чрезвычайные комиссии, в частности, на Дальнем Востоке, давали задания своим сотрудникам и агентуре по проникновению в контрреволюционные организации, в том числе за кордоном.
В годы Гражданской войны возникла необходимость засылки агентуры в сопредельные страны для выяснения планов Антанты и белогвардейцев в отношении России. Пионером в этом деле был Ф.Э.Дзержинский.
В начале 1918 года он лично привлек к секретному сотрудничеству в качестве агента бывшего издателя газеты «Деньги» А.Ф.Филиппова, который доброжелательно относился к советской власти, имел обширные связи среди русских промышленников и располагал неплохими разведывательными возможностями.
По заданию Ф.Э.Дзержинского А.Филиппов неоднократно выезжал в Финляндию для сбора политической информации о положении в стране, планах Финляндии в отношении Советской России, замыслах белой гвардии, настроениях солдатских масс и матросов бывшего царского флота, находившихся в те времена в финских портах.
Вскоре органы ВЧК осуществили вывод другого агента в Турцию. В феврале 1918 года Ф.Э.Дзержинский направил полномочному представителю России в Турции письмо с просьбой оказать ему возможное содействие в выполнении разведзаданий.
Закордонную разведку стали проводить и приграничные чрезвычайные комиссии. Перед ними ставилась задача получения сведений о деятельности зарубежных контрреволюционных организаций, ведущих активную деятельность. На практике же агентурную работу пограничные ЧК проводили лишь в приграничной зоне соседних государств и, в основном, для охраны границ России.
С началом Гражданской войны и иностранной интервенции 6 января 1919 года было принято решение об образовании на базе армейских ЧК Особых отделов для организации агентурной работы за рубежом с целью активизации борьбы с контрреволюцией и шпионажем в армии. Агентурной работой за рубежом занимались оперативные отделения и отделения осведомительной службы, входившие в состав особых отделов.
В целях усиления разведывательной работы за рубежом весной 1920 года в Особом отделе ВЧК создается Иностранный отдел, а при особых отделах фронтов, армий и ЧК некоторых губерний — иностранные отделения. Они приступили к созданию первых резидентур в некоторых иностранных государствах.
В соответствии с инструкцией ВЧК для ИНО Особого отдела, при каждой дипломатической и торговой миссии РСФСР создавалась резидентура. Резидент работал под «легальным» прикрытием в миссии и его как разведчика знал лишь глава учреждения. В помощь резиденту выделялся один или два оперработника. Такие резидентуры позднее получили название «легальных». Резиденту предписывалось «не реже одного раза в неделю» отсылать в Центр сведения в шифрованном виде.
Эта же инструкция предусматривала также создание «нелегальных» резидентур в тех странах, с которыми мы не имели дипломатических отношений. По мере необходимости нелегальные резидентуры создавались и там, где имелись «легальные». В таких случаях для большей конспирации агент нелегальной резидентуры не поддерживал контактов с «легальной» резидентурой ВЧК а имел связь непосредственно с Особым отделом.
Таким образом, внешняя политическая разведка зародилась в недрах Особого отдела ВЧК и оформилась как специальное подразделение к лету 1920 года.
Notices
Filter criteria
Filter criteria
Total number of public Red Notices in circulation:
Search results:
There are no results for your search. Please select different criteria.
This site displays up to 160 notices per search result. Please refine your search criteria to find the notice you are looking for.
Характер и сферы деятельности[править]
Рыцари против зомби
Работа внешней разведки на Ближнем Востоке
В 60-х годах Ближний Восток являлся горячей точкой планеты и привлекал внимание разведслужб основных стран, в том числе СССР. Резидентуры внешней разведки на Ближнем Востоке были созданы в 40-х годах и постоянно отслеживали происходящие там политические процессы
Особое внимание уделялось вскрытию планов основных стран Запада (США, Англии и Франции), а также Израиля в этом регионе.
В 60-е годы внешней разведкой была получена информация о подготовке Израиля к новой агрессии против арабских стран, в том числе дата его нападения на Египет и Сирию в 1967 году. Разведывательная информация была доведена до руководства арабских стран, которое, однако, ее недооценило и переоценило военный потенциал своих стран. В результате Израиль в ходе шестидневной войны в июне 1967 года нанес серьезное поражение Египту и Сирии и оккупировал значительные арабские территории.
В 60-х годах внешняя разведка получала важную разведывательную информацию в арабских странах, которая регулярно докладывалась руководству страны.
Египет
Была получена информация о деятельности США, Великобритании и Франции на Ближнем Востоке по созданию новой военно-политической группировки по образцу Багдадского пакта, связанного с НАТО.Своевременно доложенная в Центр, она позволила советскому руководству принять эффективные меры для срыва этих планов, направленных против нашей страны.
Разведка также регулярно получала доклады послов основных стран Запада, вскрывающие политику этих государств на Ближнем Востоке, их попытки изолировать СССР и ослабить его влияние.
Была также получена важная информация о внешней и внутренней политике Египта, свидетельствовавшая о приверженности Г.А. Насера тесным связям с Советским Союзом. Резидентура внешней разведки получила и направила в Центр документальные сведения об устремлениях израильской разведки в Египте, что способствовало разоблачению и аресту израильской агентуры.
Ливан и Сирия
Резидентуры внешней разведки в Ливане и Сирии регулярно добывали и направляли в Центр документальную информацию о планах США и Англии по сколачиванию военно-политического блока на Ближнем Востоке и включению в него Ливана. Добывалась документальная информация из западных источников, вскрывавшая заговоры НАТО против Сирии. Большая работа проводилась с армянской и другой эмиграцией в этих странах с целью приобретения важных источников политической информации.
Проводились активные мероприятия для дискредитации отдельных прозападнонастроенных политических деятелей в Ливане.
Иран
Еще в конце 70-х годов на основе получаемой информации внешняя разведка пришла к выводу о неизбежности крушения шахского режима в Иране. Этот прогноз в скором времени подтвердился.
В связи с происшедшей в стране исламской революцией перед внешней разведкой в 80-е годы стояла задача внимательно отслеживать внутриполитическую обстановку в стране, определить расстановку политических сил
Особое внимание уделялось отношениям исламского руководства Ирана с США и странами Западной Европы. Со временем на первый план вышли вопросы отношения иранского руководства к СССР, Афганистану, проблемы ирано-иракской войны.
Располагая необходимыми источниками информации, внешняя разведка успешно решала поставленные перед ней задачи.
Руководители внешней разведки в 30-х годах
С 1931 по 1935 год внешнюю разведку органов госбезопасности возглавлял Артузов Артур Христианович, который впоследствии стал начальником Разведуправления Красной Армии.
В 1935 году его сменил Слуцкий Абрам Аронович. Сведений о нем в архивах внешней разведки не сохранилось. Известно только то, что он работал в США и Германии, несет персональную ответственность за репрессии в отношении сотрудников внешней разведки. В 1938 году в связи с организованными Берией чистками органов госбезопасности пал жертвой собственных интриг. Его как одного из доверенных людей Ежова арестовали и впоследствии расстреляли.
В 1938 году начальником 5 отдела ГУГБ НКВД (внешней разведки) стал Пассов Зельман Исаевич, которого вскоре постигла судьба его предшественников. Сведений на него в архивах внешней разведки не сохранилось.
В 1938 — 1939 году начальником 5 отдела ГУГБ НКВД стал Деканозов Владимир Георгиевич.
В мае 1939 года начальником внешней разведки органов госбезопасности был назначен Фитин Павел Михайлович, который руководил ее деятельностью вплоть до 1946 года.
Отзывы
Система органов внешней разведки
Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется (ст. 12 ФЗ о внешней разведке): Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с ФЗ «О Федеральной службе безопасности».
Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными органами Службы внешней разведки, так и органами внешней разведки, входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Главным разведывательным управлением Минобороны России и органами ФСБ России (схема 26).
Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами.
Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки.
Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. «Об образовании Службы внешней разведки РСФСР». Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР.
В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР. В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ — СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. № 3245–1 «О внешней разведке». 10 января 1996 г. принят новый закон «О внешней разведке», который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.
В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы.
Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.
Главное разведывательное управление (ГРУ), являясь органом внешней разведки Министерства обороны РФ, осуществляет разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Полномочия по разведывательной деятельности ГРУ определены Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 (ред. от 09.02.2018). Кадровый аппарат ГРУ, а также его зарубежные резидентуры укомплектованы офицерами, прошедшими подготовку в специальных учебных заведениях военной разведки, включая Военно-дипломатическую академию. Возможности ГРУ используются в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Разведывательную деятельность осуществляют также органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности». При этом для органов ФСБ России разведывательная деятельность является одним из основных видов деятельности.
VehicleCrime
Proposal Summary
The fight against vehicle crime is effective only if expertise and innovation in law enforcement evolve in line with rapid technological progress. By working closely with relevant stakeholders, INTERPOL will be able to align and pioneer technological advancements in vehicle industry security generating more efficient ways to identify and recover stolen vehicles.
INTERPOL will act as a global platform, offering law enforcement authorities with policing capabilities, designed to address the huge challenges of transnational vehicle crime. This will enable national police authorities to gain investigative leads on organized vehicle crime activities in areas where routine checks are not usually possible.
Through the implementation of this proposal, INTERPOL will consolidate its position as the leading global authority and point of reference supporting the fight against transnational vehicle crime.
Proposed activities include:
- Expanding the scope of INTERPOL’s Vehicle Data Exchange (INVEX) platform
- Granting law enforcement access to accurate information from car manufacturers in order to establish the true identity of a car, detect forgeries and cloned cars. INTERPOL’s unique communication network, I-24/7, will arm investigators with valuable information that will help reduce international car trafficking.
- Capacity building, consolidating expertise and operational programs of vehicle experts from both the law enforcement and the private sector. These highly specialized interdisciplinary networks allow the implementation of a joint approach against international vehicle crime.
- Cultivating existing partnerships with car manufacturers, international organizations and insurance associations in order to enhance the expertise INTERPOL provides to its 190 member countries.
- Increasing the analytical capabilities of SMV-related activities to assist law enforcement in rapid and effective vehicle crime investigations.
Expected Outcomes
- By working closely with the global police community via INTERPOL channels, the car manufacturing industry will be able to identify and prevent threats to their security and products.
- This proposal has been designed to increase the chances of recovering stolen assets by providing investigative leads on a global level and by equipping authorities with the best possible policing capabilities to identify stolen, forged or cloned cars.
- Geographically, the expected outcomes of this proposal will mostly impact regions with a high number of vehicles in circulation.
Key Performance Indicators
- Increased number of working relationships between INTERPOL and major car manufacturing industries;
- Increased access to INTERPOL’s Stolen Motor Vehicle (SMV) database
- Increased access by INTERPOL member countries to data from car manufacturers.
- Increased number of effective operations resulting in the recovery of stolen vehicles