Украинский танк «булат» официально признали неудачным

Результаты модернизации

Так что такое танк Т-64 «Булат»? Как заявляют сами украинские производители (не страдающие избытком скромности), он «практически идентичен российскому танку Т-90» и «сравним по характеристикам с новейшим «Оплотом»».

Да, машина имеет неплохие перспективы в области дальнейшей модернизации, особенно в области усовершенствования силовой установки путем монтажа двигателя 6ТД-1 или 6ТД-2. Можно в значительной степени улучшить прицельные приспособления, поставить принципиально иную СУО, средства навигации и связи. Кроме того, ресурс машины после модернизации приближен к 11 тысячам километров (как для нового танка).

Если же отбросить в сторону пафос, то все не столь радужно. Да, по своим характеристикам модернизированный Т-64 действительно может сравниться с Т-72 ранних серий. Вот только как он может «превосходить» принципиально иной Т-90 и новые модификации Т-72, не совсем понятно.

В принципе, у него действительно есть положительные качества. Так, при изготовлении катков и прочих деталей ходовой части танка Т-72 используется более тонны сплавов цветных металлов, в то время как для Т-64 нужно не более 200 килограммов. Соответственно, этот факт резко удешевляет стоимость боевой машины, но вот надежность «ходовки» страдает.

Единственное, в чем Т-64 действительно лучше, так это ремонтопригодностью ходовой части. Да и то, к последней у специалистов немало вопросов (еще раз вспомним о сплавах цветных металлов). Дело в том, что в ГДР (куда шло большинство этих танков) у техников были многочисленные претензии по части износа гусениц и венцов. У Т-64 очень часто слетали гусеницы, причем нередко это сопровождалось тяжелыми травмами и увечьями для людей, которые были поблизости от танка.

И уж совсем «необычно» смотрятся заявления украинцев о том, что их «лучший современный танк» чуть ли не превосходит английский «Челленджер» и немецкий «Леопард-2» — что выглядит особенно нелепо в свете того, что английская машина была объективно признана лучшим танком во время операции НАТО в Ираке. Было бы лишним говорить, что «Булат» успел повоевать только на Донбассе, причем в сети уже полно фотографий подбитых и сожженных украинских машин. Чем же он так хорош?

Видимо, своей дешевизной: стоимость модернизации одного старого Т-64 (по данным двух-трехлетней давности) составляет порядка 400 тысяч долларов, в то время как для производства одного «Оплота» нужно минимум 1,5 миллиона.

Т-64 ВС УКРАИНЫ: МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ УТИЛИЗИРОВАТЬ?

Интересно, что еще в 2013 году Организация Се­вероатлантического договора (НАТО) предлагала Украине не модернизировать, а порезать на части и переплавить старые советские танки Т-64. Уничто­жение танков предполагалось финансировать за счет Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира». Так США неофициально подтверди­ли готовность выделить 1 млн. долларов на утилиза­цию украинской военной техники.

Проект Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира» начал работать в 2006 году. Согласно проекту, в те­чение 12 лет в четыре этапа планировалось утили­зировать 133 тысячи тонн боеприпасов и 1,5 млн единиц стрелкового оружия и легкого вооружения. По данным Центра исследований армии, конверсии и ра­зоружения, на украинских складах находилось около 2000 единиц избыточной танковой техники, которую потенциально можно было утилизировать. Избыточ­ное имущество МО Украины оценивалось в 1,25 млрд. долларов. В 2012 году было продано избыточного иму­щества на 38,75 млн долларов. В реалиях сегодняшне­го дня, когда, согласно заявлению президента Украины П. Порошенко, украинские части в ходе АТО на сентябрь 2014 года потеряли до 65 % боевой техники, упомянутая программа утилизации выглядит дико.

Что изменилось в танке?

Нужно заметить, что результаты работы и в самом деле видны даже невооруженным взглядом. Танк более не выглядит реликтом времен Второй Мировой, он стал похож на современную боевую машину. По корпусу танка равномерно распределена динамическая защита, лобовая часть выглядит мощно и надежно. Давайте рассмотрим основные нововведения:

  • Борта машины закрыты блоками защиты «Нож-2». Для лучшего охвата поверхности они делаются как квадратными, так и прямоугольными.
  • Два типа «динамики» — «Нож-2» и «Контакт-1» — рационально распределены по поверхности брони, собраны по простой и дешевой «решеточной» схеме. Основным достоинством такого способа монтажа является крайне малый вес броневой защиты машины.
  • Конструктивная составляющая башни также в корне изменена, что особенно видно в боковой проекции. Украинская сторона не распространяется об этом моменте, но специалисты предполагают, что в башне размещен дополнительный отсек для боеприпаса.

Так чем же еще характеризуется танк, на базе которого был создан «Булат»? Танк, как мы уже и говорили, оснащен намного более совершенными приборами наблюдения. Так, впервые в танках этого класса появился панорамный прицел с тепловизором, что сильно увеличивает шансы на выживание танка в бою.

Так как место для его установки выбрано действительно удачное, можно с уверенностью говорить, что модернизация была проведена продуманно. В общем-то, все украинские танки отличаются неплохой задумкой, вот только реализация проектов нередко страдает. Обычно это связано с низким качеством используемой броневой стали и отсутствием опытных специалистов старой советской школы.

ТАНКИ Т-64Б1М: ВМЕСТО КОНГО – НА ДОНБАСС

В настоящее время потребность в боевых танках так велика, что Украина даже
расторгла контракт с Демократической республикой Конго (ДРК), предполагавший
поставку 50 модернизированных основных боевых танков Т-64Б1М. О подписании этого
контракта стало известно в феврале 2014 года, правда, тогда заказчик не
уточнялся. Сумма сделки составляла около 7,6 млн. долларов. Представители ДРК
отнеслись с пониманием к решению украинских властей, однако заявили, что больше
не будут заказывать военную технику у Украины. Ранее Украина регулярно
занималась поставками основных боевых танков и других видов вооружений и военной
техники в ДРК. Так, согласно регистру ООН по поставкам обычных вооружений, в
2010 году Украина поставила в ДРК 100 танков Т-72 и 30 Т-55.Машины, ранее
предназначавшиеся для ДРК, планируется передать Национальной гвардии Украины (НГУ),
ведущей бои с сепаратистами на востоке страны. Первые 10 танков Т-64Б1М были
представлены 10 сентября 2014 года и переданы танковому батальону 1-й
оперативной бригады НГУ. По словам на тот момент еще командующего НГУ С.
Полторака, «полученные танки сейчас готовятся, на них завершают учебу
военнослужащие, после этого техника будет направлена в зону антитеррористической
операции… Экипажи первой группы танков уже завершают учебу».По своим
боевым характеристикам Т-64Б1М уступают Т-64БМ «Булат», но значительно
превосходят более распространенные в ВСУ танки Т-64Б и Т-65БВ. Модернизация,
выполненная на Харьковском заводе имени Малышева, в основном направлена на
повышение бронезащиты.Был проведен капитальный ремонт машин, а также на них
было установлено новое оборудование и дополнительная броня. Особого внимания
заслуживают новая конструкция бортовых экранов, установка блоков динамической
защиты, пусковые установки дымовых гранат. Нужно отметить хорошее прикрытие
лобовой проекции башни и корпуса блоками ДЗ, а также усиленную защиту бортовой
проекции — экраны защищают борта до МТО. В модернизированной машине сохранено
«родное» для Т-64Б СУО 1А33 с квантовым прицел-дальномером 1Г42. Для африканских
условий этого было более чем достаточно. 

Специализированные автомобили производства ГАЗ

На базе шасси ГАЗ 66 Горьковский автозавод создавал автомобили техпомощи, маслозаправщики (М3 66), машины – передвижные клиники. Участвовали в сборке спецтехники и предприятия различных российских городов. Производились следующие модели:

  • Горьковский завод специализированных автомобилей (ГЗСА) – фургоны почтовые, хлебные, а также для перевозки медикаментов (модели 3713, 3714, 731, 947, 983А);

    Автомобиль МЧС на базе газ 66

  • Саранский завод – самосвалы САЗ 3511 (на базе шасси 66 31);
  • Бишкек (Киргизия) – самосвалы для сельского хозяйства КАЗ 3511;
  • Павловский автобусный завод – полноприводные автобусы моделей 3201 и 3206;
  • Уральский завод – вахтовые автобусы НЗАС.

Среди спецмашин можно отметить и седельный трехосный тягач ГАЗ 66П, у него были ведущими все три моста. Но в серию автомобиль не попал.

История

После распада СССР в период с по 1999 год в ХКБМ был разработан ряд проектов модернизации танков Т-64БВ. Целью модернизации было доведение боевых характеристик танка до уровня Т-84У с помощью установки унифицированной СУО 1А45 «Иртыш», ДЗ «Нож» и других мероприятий.

24 августа 1999 года на параде в честь независимости Украины были впервые показаны Т-64У («объект 447АМ-1», прототип танка Т-64БМ «Булат»).

В декабре 2003 года министерство обороны Украины выделило в военном бюджете на 2004 год 40 млн гривен на модернизацию танков Т-64 до уровня Т-64БМ «Булат». На рубеже 2003—2004 гг. завод им. Малышева начал модернизацию советских танков Т-64Б до уровня Т-64БМ «Булат». Первоначально, проект модернизации танкового парка предусматривал модернизацию до уровня «Булат» для вооружённых сил Украины около 400 Т-64Б/БВ.

В 2004 году «Булат» был принят на вооружение вооружённых сил Украины и министерство обороны Украины заказало модернизацию 85 танков Т-64Б/БВ до уровня «Булат». Как сообщил генеральный конструктор танка, генерал-лейтенант М. Д. Борисюк, первый серийный танк изготавливали в течение восьми месяцев, а общая стоимость работ по модернизации составила 500 тыс. долларов США. В этом же году на ЗТМ им. Малышева началось исполнение первого контракта стоимостью 8 млн. долларов США на модернизацию 17 танков (при этом, стоимость модернизации одного танка составляла около 470 тыс. долларов США). В дальнейшем, до конца 2008 года были выпущены ещё две партии (19 и 20 шт.), в результате к началу 2009 года общее количество поставленных танков «Булат» составило 56 единиц, при этом все 56 танков были поставлены с установленным комплектом динамической защиты «Нож».

В 2009 году был заключён контракт на модернизацию ещё 29 танков.

  • Первые 10 из этих 29 танков были переданы министерству обороны 28 октября 2010 года, они были предназначены для 169-го учебного центра «Десна». Все 10 танков были поставлены без комплекта динамической защиты
  • следующие 10 танков были изготовлены к 1 декабря 2011 года и переданы министерству обороны Украины 13-28 декабря 2011 года, они поступили в 1-ю отдельную танковую бригаду. Все 10 танков были поставлены без комплекта динамической защиты
  • последние 9 танков планировали поставить в первом полугодии 2012 года, однако фактически танки были отправлены в 1-ю отдельную танковую бригаду лишь 28 марта 2014 года, при этом все 9 танков были поставлены без комплекта динамической защиты (комплекты ДЗ «Нож» для этих девяти танков были заказаны только 7 июля 2014 года).

По состоянию на 2011 год, стоимость модернизации одного Т-64Б до уровня «Булат» составляла , в дальнейшем стоимость модернизации увеличилась и по состоянию на октябрь 2014 года стоимость модернизации одного танка Т-64Б до уровня «Булат» составляла 14-16 млн гривен.

2 января 2013 года в ходе проверки 1-й отдельной танковой бригады специалистами Территориального Северо-Восточного управления внутреннего аудита и контроля Департамента внутреннего аудита и финансового контроля Министерства обороны была выявлена недостача 56 приборов ночного виденья ТВН-5 с танков Т-64БМ «Булат» общей стоимостью свыше 1,3 млн гривен, в результате расследования было установлено, что приборы похитил командир одной из танковых рот бригады. В августе 2013 все похищенные приборы были возвращены.

В июне 2014 года по заказу министерства обороны Украины был выполнен ремонт нескольких комплектов артиллерийского вооружения для танков «Булат» (36 тормозов отката и 10 накатников для танковой пушки Т-64БМ).

В ходе боевых действий на востоке Украины некоторое количество танков было уничтожено и свыше десяти получили повреждения, но в дальнейшем были эвакуированы и восстановлены. 6 декабря 2014 на полигоне в Чугуеве вооружённым силам передали более десяти отремонтированных танков Т-64БМ «Булат» (всего до 25 мая 2017 харьковским заводом им. Малышева были отремонтированы и возвращены в строй 50 Т-64БМ, повреждённых в ходе боевых действий на востоке Украины).

15 декабря 2014 спикер Министерства обороны Украины Виктория Кушнир сообщила, что войска получили 29 дополнительных комплектов активной защиты для установки на танки Т-64БМ «Булат».

Конструкция

В конструкции новых украинских танков следует отметить их достаточно низкий профиль. Производители особо отмечают высокую эргономику танков и достаточно высокий уровень комфорта для их экипажей. В числе особых свойств «Оплота» следует отметить способность его башни поворачиваться на 180 градусов менее чем за 5 секунд.

Компоновка

Оба украинских танка имеют классическую компоновку: с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — в середине, моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части корпуса.

Экипаж

На танках применён автомат заряжания, что позволило формировать экипаж из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира.


Танк «Булат» из фотогалереи Укроборонпрома

Температурный режим эксплуатации

Диапазон температур окружающего воздуха, в которых допускается применение боевых машин, простирается от минус 40 до плюс 55 градусов Цельсия. При этом двигатель танка способен работать в столь экстремальных климатических условиях почти без снижения мощности, что недоступно большинству современных танков.

Броня

На БМ «Булат» установлен комплекс встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож», который в несколько раз уменьшает уязвимость танка от действия кумулятивных средств поражения. В частности «Нож» надежно защищает танк от ручных гранатометов, современных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) типа «Тоу», «Штурм», «Фагот» и других, противотанковых кумулятивных и бронебойных снарядов. Система защиты может монтироваться силами экипажа в полевых условиях в течении 5-6 часов и серьёзно повышает живучесть танка.

Танк «Оплот» имеет комбинированную систему защиты, включающую в себя многослойную броню и ВДЗ нового поколения «Дуплет», элементы которой не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. Защита устанавливается силами экипажа за 2,5-3 часа. Противоминная защита обеспечивает выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) — до 4 кг.

История

После распада СССР в период с по 1999 год в ХКБМ был разработан ряд проектов модернизации танков Т-64БВ. Целью модернизации было доведение боевых характеристик танка до уровня Т-84У с помощью установки унифицированной СУО 1А45 «Иртыш», ДЗ «Нож» и других мероприятий.

24 августа 1999 года на параде в честь независимости Украины были впервые показаны Т-64У («объект 447АМ-1», прототип танка Т-64БМ «Булат»).

В декабре 2003 года министерство обороны Украины выделило в военном бюджете на 2004 год 40 млн гривен на модернизацию танков Т-64 до уровня Т-64БМ «Булат». На рубеже 2003—2004 гг. завод им. Малышева начал модернизацию советских танков Т-64Б до уровня Т-64БМ «Булат». Первоначально, проект модернизации танкового парка предусматривал модернизацию до уровня «Булат» для вооружённых сил Украины около 400 Т-64Б/БВ.

В 2004 году «Булат» был принят на вооружение вооружённых сил Украины и министерство обороны Украины заказало модернизацию 85 танков Т-64Б/БВ до уровня «Булат». Как сообщил генеральный конструктор танка, генерал-лейтенант М. Д. Борисюк, первый серийный танк изготавливали в течение восьми месяцев, а общая стоимость работ по модернизации составила 500 тыс. долларов США. В этом же году на ЗТМ им. Малышева началось исполнение первого контракта стоимостью 8 млн. долларов США на модернизацию 17 танков (при этом, стоимость модернизации одного танка составляла около 470 тыс. долларов США). В дальнейшем, до конца 2008 года были выпущены ещё две партии (19 и 20 шт.), в результате к началу 2009 года общее количество поставленных танков «Булат» составило 56 единиц, при этом все 56 танков были поставлены с установленным комплектом динамической защиты «Нож».

В 2009 году был заключён контракт на модернизацию ещё 29 танков.

  • Первые 10 из этих 29 танков были переданы министерству обороны 28 октября 2010 года, они были предназначены для 169-го учебного центра «Десна». Все 10 танков были поставлены без комплекта динамической защиты
  • следующие 10 танков были изготовлены к 1 декабря 2011 года и переданы министерству обороны Украины 13-28 декабря 2011 года, они поступили в 1-ю отдельную танковую бригаду. Все 10 танков были поставлены без комплекта динамической защиты
  • последние 9 танков планировали поставить в первом полугодии 2012 года, однако фактически танки были отправлены в 1-ю отдельную танковую бригаду лишь 28 марта 2014 года, при этом все 9 танков были поставлены без комплекта динамической защиты (комплекты ДЗ «Нож» для этих девяти танков были заказаны только 7 июля 2014 года).

По состоянию на 2011 год, стоимость модернизации одного Т-64Б до уровня «Булат» составляла , в дальнейшем стоимость модернизации увеличилась и по состоянию на октябрь 2014 года стоимость модернизации одного танка Т-64Б до уровня «Булат» составляла 14-16 млн гривен.

2 января 2013 года в ходе проверки 1-й отдельной танковой бригады специалистами Территориального Северо-Восточного управления внутреннего аудита и контроля Департамента внутреннего аудита и финансового контроля Министерства обороны была выявлена недостача 56 приборов ночного виденья ТВН-5 с танков Т-64БМ «Булат» общей стоимостью свыше 1,3 млн гривен, в результате расследования было установлено, что приборы похитил командир одной из танковых рот бригады. В августе 2013 все похищенные приборы были возвращены.

В июне 2014 года по заказу министерства обороны Украины был выполнен ремонт нескольких комплектов артиллерийского вооружения для танков «Булат» (36 тормозов отката и 10 накатников для танковой пушки Т-64БМ).

В ходе боевых действий на востоке Украины некоторое количество танков было уничтожено и свыше десяти получили повреждения, но в дальнейшем были эвакуированы и восстановлены. 6 декабря 2014 на полигоне в Чугуеве вооружённым силам передали более десяти отремонтированных танков Т-64БМ «Булат» (всего до 25 мая 2017 харьковским заводом им. Малышева были отремонтированы и возвращены в строй 50 Т-64БМ, повреждённых в ходе боевых действий на востоке Украины).

15 декабря 2014 спикер Министерства обороны Украины Виктория Кушнир сообщила, что войска получили 29 дополнительных комплектов активной защиты для установки на танки Т-64БМ «Булат».

Правила рисования герба

Боевое применение и эффективность в реальном бою

Т-64БМ на Гончаровском полигоне

Вооружённый конфликт на востоке Украины — Т-64БМ «Булат» активно используется украинской армией, зафиксированы случаи уничтожения танков этого типа. Сообщается, что первая машина этого типа была подбита 13 июня 2014 года в боях за Луганский аэропорт, хотя украинская сторона официально признала уничтожение одного Т-64БМ 17 июня 2014 года в районе посёлка Станица Луганская.

В декабре 2017 года бывший заместитель командующего сухопутными войсками ВСУ по логистике генерал-майор Юрий Толочной заявил: «Некоторые варианты модернизации оказываются неудачными в реальном бою. Например, танки Т-64БМ „Булат“ в силу большого веса и слабого двигателя оказались неэффективными, были переведены в резерв, и заменены линейными Т-64.»

Применяемые боеприпасы основного вооружения

До Т-64Б на Т-64А применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный.

В середине 70-х годов на вооружение Т-64Б принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с кумулятивной боевой частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделён — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казённике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряжённый минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.

Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64Б составляла 450 мм.

Основной боевой танк Булат

Украинский основной боевой танк Т-64БМ Булат появился в результате желания обновить устаревшую технику ВСУ и обеспечить армию современными машинами. Новые БМ Оплот полностью подходили практически по всем параметрам за исключением высокой стоимости. Поэтому было принято решение в очередной раз модернизировать советский Т-64, создав таким образом дешёвый, но способный удовлетворить потребности армии, танк.

Впервые широкая публика увидела Булаты 24 августа 1999 года, когда 6 Т-64БМ проехало по Киеву на параде в честь дня независимости. В 2001 году была уже целая рота, а в 2005 году появилось официальное заявление о том, что на вооружение украинской армии принятые первые Т-64БМ Булат.

Модернизация проводилась таким образом, чтобы затронуть все ключевые характеристики танка.

В момент своего выхода Т-64 обладал отличной защитой, поскольку получил комбинированную броню, но на сегодняшний день она не способна противостоять большинству противотанковых средств. Поэтому на Булат установили как пассивную дополнительную броню, так и активную.

Первая представляет из себя дополнительные накладные бронелисты, установленные на лоб и борта башни, повышающие таким образом общую толщину защиты.

Вторая состоит из традиционных контейнеров встроенной динамической защиты (ВДЗ) Нож, установленных на лбу, бортах корпуса и крыше башни. Это третьего поколения, обеспечивающая лёгкий монтаж и обслуживание, при этом представляющаяся некоторыми источниками как значительно превосходящая Контакт-5, Реликт и Blazer в защите и надёжности срабатывания. Её масса составляет около 3,5 тонн, а монтаж требует примерно 6 часов.

Установленная броня повысила защищённость Булата по сравнению Т-64Б в 1,9 раза от кинетических поражающих средств и в 2,2 раза от кумулятивных.

Дополнительно на танк установили быстродействующую систему пожаротушения.

Пушка КБА-3 по совместительству является пусковой установкой для управляемых ракет Комбат, работающих в полуавтоматическом режиме и поражающих цели на дистанциях до 5 километров. Механизм заряжания остался прежним, боекомплект танка составляет 36 выстрелов раздельного заряжания.

Вспомогательное вооружение состоит из дистанционно управляемого зенитного 12,7 мм пулемёта КТ с боекомплектом 300 патронов и спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта КТ с боекомплектом 1250 патронов.

Большое внимание было уделено системе управления огнём, в результате чего на танк БМ Булат была установлена СУО Иртыш, значительно повысившая точность и поднявшая дальность стрельбы до 2500 метров при хорошем освещении и до 1500 метров ночью. Кроме того, электрический привод башни модернизировали, увеличив скорость вращения в 2 раза, до 40 градусов в секунду

Кроме того, электрический привод башни модернизировали, увеличив скорость вращения в 2 раза, до 40 градусов в секунду.

Для увеличения подвижности на танк установили дизельный двигатель 5ТДФМ, развивающий мощность до 850 л.с. Поскольку он требует большего расхода воздуха, то переделка влечёт за собой замену воздухоочистителя на более производительный и доработку выпускной системы.

В украинской армии имелось около 85 Булатов вместо изначально запланированных 400. Однако гражданская война внесла свои коррективы и большое количество танков оказалось уничтожено и захвачено.

Стало очевидно, что ранее рекламируемая броня БМ Булата как минимум не соответствует заявлениям, а сам танк не отличается совершенством. Впрочем, при цене модернизации старого Т-64 всего в 900000$ , заявления о том, что он способен конкурировать с лучшими ОБТ в мире, всегда выглядели предвзятыми и оторванными от реальности. Чудес не бывает.

У харьковских инженеров получился танк, уступающий лучшим образцам современной бронетехники, но при этом отличающийся крайне низкой ценой и давно налаженным производством комплектующих вместе с запчастями. Однако даже этого не оказалось достаточным для его принятия на вооружение в достаточном количестве.

Т-64БМ Булат сохранил преимущества в виде управляемого вооружения, высокой скорострельности, простоты в обслуживании и дешевизны, получив при этом современную систему управления огнём, новый двигатель и лучшую защиту. Но никуда не пропали и недостатки в виде механизма заряжания, обрекающего мехвода на смерть в случае невозможности открытия своего люка, капризности ходовой и недостаточной для защиты от современных противотанковых средств брони.

Описание конструкции

Т-64Б имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.

Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.

Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.

Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.[источник не указан 1208 дней]

Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81М (2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ) 6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделениях управления и в боевом. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ.

Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту.

Гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Трансмиссия, в отличие от Т-62 и Т-54/, была лишена главного фрикциона и бортового редуктора («гитары»), от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач.
Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,17 м по крыше башни. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.

Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (добавлены фото)

Основное предназначение бронированной машины – транспортировка личного состава специальных и воинских подразделений. Дополнительные возможности – установка различного вида вооружения и техники. Бронемашина способна выполнять поставленные задачи на любых дорогах и местности. Возможно использование «Булата» как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких пустынных условиях.

Бронированная машина создана на базе КАМАЗ с использованием агрегатов и узлов от КамАЗ-5350. Бронезащиту получили: периметр салона, крыша, днище, двигательный отсек, кабина (многослойное защитное стекло).

Кузов СБА «Булат» спроектирован московскими инженерами ЗАО «Защита» с использованием улучшенной брони, обеспечивающей защиту от 7.62мм пуль, имеющих термоупрочненный сердечник. Класс брони VI по ГОСТу Р 50963–96. Днище машины многослойного типа совместно с особой формой кузова обеспечивают бронированной машине противоминную защиту при подрыве мины со взрывчатым веществом, равным четырем килограммам в тротиловом эквиваленте.

Для повышения живучести личного состава, находящегося в автомобиле, конструкторы разработали фирменную конструкцию кресел. Принцип работы кресел при подрыве мины отделения сидящего в нем человека от последствий взрыва мины. Десантный модуль вмещает в себя до десяти человек в полной экипировке.

Задняя балансирная и передняя зависимая подвески — рессорного исполнения. Коробки передач и раздаточная — механического типа. Тормоза барабанные, пневматические с АБС.

С начала июня 2012 года один экземпляр СБА-60-К2 «Булат» передан сахалинскому подразделению ОМОН, находящемуся на Северном Кавказе в командировке руководством УМВД РФ Сахалинской области, где он и проходит различные испытания. На данный момент эксплуатация бронированной машины проходит довольно успешно, о чем сообщают сотрудники сахалинского ОМОН.

Основные характеристики бронемашины «Булат»:

— длина – 8 метров; — ширина – 2.5 метра; — высота – 2.6 метра; — клиренс – 38.5 сантиметров; — формула колес – 6Х6; — база колес – 3.34 (+1.32) метра; — колесная колея – 2 метра; — вес полный/макс – 12.8/15.8 тонны; — полезная нагрузка до 2-х тонн; — вместимость – 2 + 8/10; — турбированный дизельный двигатель с мощностью 260 л.с; — скорость 90 (до 110) км/ч; — дальность хода до 800 километров; — вместимость топливных баков 250 литров;

Оборудование и агрегаты базового варианта бронеавтомобиля:

— аварийные люки; — дополнительные запоры дверей механического типа; — петли дверей усиленного исполнения; — фара-искатель; — оборудование видеонаблюдения; — кондиционер и отопитель в десантном отделении; — оборудованные места для крепления личного оружия; — стандартный комплект средств безопасности.

Максимальная комплектация дополнительно включает:

— навигационную спутниковую систему «GLONASS/GPS»; — тепло/шумо изоляцию; — радиостанцию; — систему очистки воздуха; — дверные запоры электромеханического исполнения; — устройство внутренне-внешней связи; — вставки для колес типа «RunFlat»; — громкоговорящее светосигнальное устройство; — любая аудиосистема и сигнализация; — окрас машины по выбору; — иное дополнительное оборудование согласно условий заказчика.

Источники информации: https://www.zashchita.ru/production/hiddenarmored/Bulat/ https://bmpd.livejournal.com/265196.html https://sdelanounas.ru/blogs/18660/

Операторы

Операторы танков Т-64 на 2011 год

Современные операторы

  • Россия Россия — 2000 Т-64А и Т-64Б на хранении по состоянию на 2017 год.
  • Украина Украина — 1298 танков на 2018 год, из них 710 Т-64Б/Т-64БВ/БМ на вооружении и 588 Т-64 на хранении.
  • Узбекистан Узбекистан — 100 Т-64Б, Т-64БВ по состоянию на 2018 год
  • Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 25 Т-64БВ-1 по состоянию на 2018 год.

Непризнанные государства операторы

  • и по состоянию на 2018 год на вооружении ДНР и ЛНР имеются, в частности, Т-64Б, Т-64БВ и Т-64БМ (боеспособность танков данной модификации под сомнением)
  • Приднестровье Приднестровье — 18 Т-64, по состоянию на 2014 год.

Модернизация вторая. Основные характеристики

Преимущества

► Т-64 оборудовали современными ночными приборами наблюдения.

► Кроме того, прицельный комплекс пополнился тепловизором, который в любое время суток и при любых погодных условиях мог обнаруживать и распознавать противника. А если же он использует специальные помехи в инфракрасном диапазоне, для новенького Т-64 это не становилось преградой.


Т-64 на параде ко Дню Независимости

► На этом харьковчане не остановились и добавили еще систему спутниковой навигации, которая позволяет обмениваться зашифрованными данными в режиме онлайн.

► Обновленная цифровая радиостанция защищала связь от помех и перехвата на расстоянии до 70 километров.

На вооружении

Украина Украина — 85 Т-64БМ «Булат», по состоянию на март 2014 года[нет в источнике] (78 из них находились на вооружении 1-й отдельной танковой бригады «Лесные волки», остальные — в 169-м учебном центре сухопутных войск «Десна» и Академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного). В первом полугодии 2015 года в войска были переданы ещё два Т-64БМ, которые в июне 2015 года поступили на вооружение Национальной гвардии Украины. 18 августа 2015 в войска передали ещё одну партию Т-64БМКроме того, 10 сентября 2014 года на вооружение армии и Национальной гвардии были переданы 10 танков Т-64БМ1М (упрощённый и удешевлённый вариант Т-64БМ «Булат», разработанный на экспорт для вооружённых сил Демократической Республики Конго).

ЛНР ЛНР — По данным депутата Верховной Рады Украины Дмитрия Тымчука, отдельная механизированная бригада ОБрОСН «Одесса» ЛНР имеет 2 трофейных танка «Булат».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector