Самолет ан-12: история создания и обзор летно-технических характеристик

Особенности конструкции Ан-12

На фото самолета Ан-12 отчетливо виден приподнятый хвост в фюзеляже судна. Корпус оснащен большим грузовым люком для перевозки крупногабаритных грузов. В кормовой части помимо люка располагается стрелковая установка с небольшой кабиной для стрелка.

Удобство загрузки и выгрузки крупногабаритных грузов обеспечивает низкая посадка люка. Имеется возможность для десантирования грузов на землю. Самолет способен перевозить самостоятельные единицы техники, которые погружаются на борт судна с помощью кранов и лебедок. Грузоподъемность Ан-12 составляет 21 тонну.

Передняя часть фюзеляжа

Устройство ГАЗ-3307

Водительское кресло в четвёртом поколении было доработано. Его можно было настраивать под водителя по углу наклона и в горизонтальной плоскости. Панель приборов сделали из пластика. Она поместила на себя все необходимые датчики, давая водителю всю необходимую информацию о техническом состоянии самосвала.

Дизайн кабины был разработан в соответствии с последними стилевыми тенденциями того времени. В его основу легли прямоугольные формы, которые позволили увеличить объём свободного пространства внутри. В дверях появились дополнительные места хранения небольших вещей (инструменты, тряпки и т.п.). Отопительную систему дополняла термоизоляция — она не давала теплу выходить из салона.

В целом, дизайн кабины был взят у Газ-4301, который в производство запущен не был, оставшись пробным образцом. В ней могло находиться два человека. Водитель мог свободно дотянуться до необходимых органов управления. Голая отделка металлом была заменена на мягкую обивку, были добавлены ремни безопасности.

Инженеры завода ориентировались на российский автомобильный рынок. Это обеспечило наличие в конструкции предпускового обогревателя, который позволял запускать автомобиль даже после нескольких дней простоя на морозе. Вдоль капота размещена труба-воздухозаборник.

Изначально конструкция рулевого управления была представлена в виде глобоидального червяка, дополненного трёхгребневым роликом. Через несколько лет после старта производства система была доработана: в основу лёг винт с шариковой гайкой. Такой подходит упростил управление грузовиком. Для комфортного руления был добавлен ГУР.

Тормоза Газ-3307 представлены тремя механизмами:

  • Рабочий. Воздействует на все колёсные механизмы. На каждом контуре есть гидровакуумный усилитель. Механизм приходит в действие после выжимания педали торможения. Барабанные механизмы срабатывают под воздействием избыточного давления;
  • Запасной. Представлен отдельным контуром первого механизма;
  • Стояночный. Оказывает воздействие на задние колёса. Используется для удержания транспорта на месте на подъёме или во время стоянки.

История разработки Ан-12

Идею создания Ан-12 связывают с визитом в середине 50-х Н. С. Хрущева в ОКБ Антонова. Прибывши в конструкторское бюро, лидер советского государства знакомился с трудовым коллективом, интересовался успехами недавно переехавшего в Киев конструктора О. К. Антонова. В то время умы авиастроителей были сосредоточены над завершением проекта по созданию самолета Ан-8. Никиту Сергеевича очень заинтересовала данная разработка, особенно ее пассажирский вариант, макет которого в то время уже был изготовлен из дерева в полный размер. Однако вскоре в ходе беседы при осмотре деревянной модели выяснилось, что аналогичные зарубежные прототипы машины данной классификации имеют в своей конструкции 4 двигателя, что служило залогом большей надежности и безопасности. Итогом такой встречи стало постановление правительства о необходимости постройки такого четырехмоторного самолета и в стране советов.

Применение Ан-12

Самолет активно использовался в чрезвычайных ситуациях, в военных целях, для переброски личного состава и военной техники, также для грузовых и пассажирских перевозок, спасания и поиска космических объектов, экипажей пилотируемых воздушных судов и космических кораблей, терпящих бедствие. Он стал толчком для развития влияния ВВС.

Самое большое значение Ан-12 имел в становлении ВДВ СССР. Ан-12 был первым массовым самолетом в ВТА (военно-транспортной авиации), который позволял выполнять массовое десантирование как боевой техники ВДВ, так и парашютистов.

Ан-12 способен брать на борт 2 боевые машины, сделанные на базе БТР-Д, 2С9 «Нона», или 2 боевые машины десанта, а именно БМД-1 или 60 парашютистов. В грузовой кабине парашютисты размещаются в 4 ряда. Десантирование выполняется в 2 потока: первый – бойцы в средних рядах, второй – бойцы, располагающиеся вдоль бортов.

Самолет Ан-12 использовали в качестве летающих лабораторий для таких работ:

  • отработка систем приземления аппаратов космических кораблей;

  • испытание мотора АИ-24 с винтами АВ-72 самолета Ан-24;

  • отработка систем самолетовождения и сборка грузов «Купол» для Ил-76 и Ан-22 (в 1961 году);

  • испытание тепловизора для формирования карт пожаров и тепловых карт местности;

  • испытания новейших катапультируемых кресел;

  • исследования средств обнаружения лазерного облучения, ракет и оперативной радиотехнической разведки;

  • испытание новых средств обнаружения подводных лодок;

  • создание искусственного обследования.

Ан-12 зарекомендовал себя в качестве надежного аппарата, который может работать даже в очень сложных климатических условиях

Не менее важно и то, что он неприхотлив в обслуживании

Летно-технические характеристики

СамолетАн-12 имеет следующее техническое описание:

  • Год создания – 1957.
  • Экипаж составляет 5-6 человек.
  • Максимальная скорость составляет 780 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 570 км/ч.
  • Наивыгоднейшая высота полета составляет 8500 м.
  • Практический потолок составляет 10200 м.
  • Дальность перегоночная составляет 6200 км.
  • Дальность действия составляет 3600 км.
  • Длина разбега составляет 1230 м.
  • Длина пробега при посадке составляет 1125 м.
  • Аэронавигационный запас топлива составляет 1600 кг/час.
  • Расход авиатоплива в период крейсерского режима составляет 2,3 т/час.
  • Максимальный взлетная масса составляет 61000 кг.
  • Нормальная взлетная масса составляет 55100 кг.
  • Максимальный посадочная масса составляет 61000 кг.
  • Максимальная грузоподъемность составляет 17 000 кг.
  • Масса снаряженного самолета составляет 35340 кг.
  • Масса пустого самолета составляет 34580 кг.
  • Размах крыльев составляет 38 м.
  • Размеры самолета по длине — 33,1 м.
  • Высота самолета составляет 10,53 м.
  • Максимальный запас топлива составляет 22066 кг.
  • Двигатель — ТВД АИ-20М.
  • Двигатель, мощность составляет 4*3128 кВт.

Конструкция Ан-12

Аэродинамическая схема машины представляет собой 4-моторный турбовинтовой высокоплан с хвостовым грузовым люком и однокилевым оперением.

Фюзеляж с большим грузовым люком и приподнятой хвостовой частью обеспечивает удобную погрузку/выгрузку габаритных грузов и их парашютное десантирование. Кран-балка (бортовое погрузочное устройство) грузоподъемностью 2,8 т и транспортер ускоряют и облегчают процессы швартовки, погрузки и выгрузки. Конструкция фюзеляжа Ан-12 практически такая же, как и конструкция Ан-10. Основное отличие – кормовая часть самолета, имеющая хвостовую стрелковую установку и грузовой люк с кабиной воздушного стрелка. В средине фюзеляжа вместо салона пассажиров находится грузовая кабина. Причем передняя часть машины с кабиной экипажа практически полностью совпадает с Ан-10, а именно ее передней частью. Кабина экипажа герметична и имеет отделение от грузовой с помощью гермошпангоута с дверью.

Высокой проходимостью обладает шасси самолета, что позволяет ему с легкостью взлетать с заснеженных, грунтовых и ледовых аэродромов. Погрузка крупногабаритных грузов и техники осуществляется в задней части фюзеляжа через грузовой люк. Уровень грузового пола машины находится близко к земле благодаря схеме «высокоплан», что существенно облегчает и упрощает загрузку. Разгрузка и погрузка осуществляются с применением бортовых лебедок, грузовых трапов, кран-балки и транспортера. Для парашютного десантирования на платформах в машине устанавливается транспортер. На полу есть гнезда для разработки Ан-12 и Ан-10. Для самолета выбрали двигатели АИ-20.

16 декабря 1957 г. взлетел первый Ан-12 в Иркутске. С 1959 года он начал поставляться в ВВС. Во время его эксплуатации взлетная масса была увеличена и составляла уже 61 тонну.

Особенности конструкции

Из-за унификации производства Ан-12 и Ан-10 средняя часть фюзеляжа самолета с грузовой кабиной совпадала конструктивно со средней частью фюзеляжа модели Ан-10 и была конструктивно герметичной. Однако задняя часть фюзеляжа, которая имела грузовой люк, рампу и соединялась со средней, была негерметичной изначально. После производства около ста самолетов среднюю часть все-таки сделали герметичной.

НАРКОМНАЦ СТАЛИН

История создания АН-12

Летом 1955 года состоялся первый визит Н.С. Хрущева в ОКБ Антонова. В те годы Первый секретарь ЦК КПСС совершал много поездок по стране с целью «знакомства с трудовыми коллективами», однако визит к Антонову, которого Хрущев уже давно знал и которому симпатизировал, был для него не самым обычным. Еще в 1947 году при запуске в серийное производство знаменитого теперь самолета Ан-2 на Киевском авиазаводе Никита Сергеевич лично уговаривал Олега Константиновича Антонова перебраться из Новосибирска в Киев, обещая ему всестороннюю поддержку в организации работы ОКБ на новом месте. Антонов не без колебаний принял тогда данное решение, теперь Хрущев хотел посмотреть, как у него идут дела на новом месте.

На тот момент дела конструкторского бюро были на подъеме. Работы по проектированию Ан-8 шли удовлетворительно, молодой конструкторский коллектив рос и набирался необходимого опыта, а сам Антонов был полон новых творческих замыслов. Прибывшего с визитом Хрущева подробно ознакомили с ходом работ по созданию Ан-8. Особый интерес у генсека вызвал пассажирский вариант данного самолета, полноразмерный макет которого уже был изготовлен из дерева. Крылья, двухдвигательная силовая установка, оперение, шасси самолета, получившего на заводе индекс «Н», представляли собой соответствующие агрегаты транспортного самолета, новым был лишь фюзеляж круглого поперечного сечения. Он был выполнен герметичным и был предназначен для перевозки пассажиров.

Никита Сергеевич поинтересовался наличием иностранных аналогов данной разработки, и ему рассказали, что все машины подобного класса имеют по четыре двигателя. Очевидно, это объяснялось стремлением обеспечить большую безопасность осуществления пассажирских перевозок. После этого Хрущев высказался в том ключе, что новый самолет Антонова также должен будет иметь четыре двигателя. Вероятно, именно тогда Олег Константинович и изложил ему идею, благодаря которой свет увидел очень удачный военно-транспортный самолет Ан-12.

По словам Антонова, четырехдвигательный пассажирский самолет необходимо было создавать так, чтобы на его базе можно было сравнительно легко построить и транспортный вариант. Предполагалось создать один проект самолета, но в двух вариантах исполнения, которые отличались бы только оборудованием и хвостовой частью фюзеляжа.

Данный подход позволял существенно ускорить и удешевить проектирование, подготовку к выпуску и серийное производство самолетов, ускорить эксплуатацию машин и облегчить их освоение техническим составом. Помимо этого, пассажирские авиалайнеры с шасси военно-транспортного самолета можно было бы эксплуатировать с очень широкой сети аэродромов, в том числе грунтовых и необорудованных. Это привнесло бы на периферийные воздушные линии комфорт, который уже имелся на центральных магистралях. Более того, в случае реальной военной угрозы все пассажирские самолеты можно было бы легко переоборудовать в военно-транспортные за счет замены «гражданской» хвостовой части фюзеляжа на «военную».

Проектирование новой машины прошло в рекордные сроки и заняло всего 11 месяцев. Через полтора года был построен первый опытный образец самолета. Свой первый полет новая машина совершила 16 декабря 1957 года с экипажем во главе с летчиком-испытателем Я. И. Верниковым. После прохождения серии заводских и государственных испытаний новый самолет Ан-12 был рекомендован для серийного производства. Начало эксплуатации самолета — 1959 год. Базовая версия — среднемагистральный пассажирский самолета Ан-10 взлетела еще раньше 7 марта 1957 года. Но в пассажирском варианте было произведено всего 108 машин, которые уже в 1973 году были сняты с эксплуатации.

Военно-транспортный самолет Ан-12 был построен по той же схеме, что и Ан-8, спроектирован по тому же постановлению правительства, что и пассажирский вариант Ан-10. Благодаря сочетанию отличных взлетно-посадочных качеств и использованию шасси высокой проходимости самолет продолжает успешно эксплуатироваться и в наши дни. За создание данного самолета главному конструктору Олегу Константиновичу Антонову и четырем его помощникам в 1962 году была присуждена почетная Ленинская премия.

Участие Ан-12 в боевых действиях

В конце 1960-х боевые машины Ан-12 были задействованы для перевозки солдат при вводе Советских войск в Чехословакию. Период Афганской войны сделал самолеты Ан-12 одним из неофициальных символов скорби народа. Их часто называли «Черными тюльпанами». Судно использовалось не только для боевых операций, но и для доставки гуманитарных грузов, а также печально известного «Груза 200» — цинковых гробов с телами павших в бою солдат.

Авария Ан-12 в Афганистане.

Единицы техники не раз закупались иностранными государствами, которые использовали их в военных операциях. Так, Индия в начале 1970-х годов применяла машины Ан-12 в вооруженном конфликте с Бангладешем. Египетское правительство поставляло на Ан-12 грузы с гуманитарной помощью и боеприпасами в страны Африки, где в 1960-х годах то и дело вспыхивали войны. Кроме этого, закупку машин этой модели осуществляли Эфиопия и Ирак.

Помимо боевых действий, Ан-12 часто использовались для переброса большого числа войск и эвакуации мирных жителей. В силу своей колоссальной вместимости самолеты могли не только перевозить на борту огромные грузы, но и в особых ситуациях перевозить беженцев из разных стран. В этом случае вместимость ограничивалась грузовым и центральным отсеком судна.

Разгрузка Ан-12

История производства Ан-12

Проектный этап по созданию самолета был завершен в очень сжатые сроки и составил практически год. Еще полтора года потребовалось авиастроителям, чтоб воплотить идею в виде опытного образца.

Первый раз Ан-12 поднялся в небо 16 декабря 1957 года. Сразу же после взлета летчики ощутили настораживающую вибрацию и решили возвращаться на посадку. В дальнейшем разбирательстве было установлено, что тряска была вызвана незакрытой створкой шасси. И хоть дебютный полет продлился всего 9 минут, начало уже было положено.

Для прохождения программы заводских испытаний самолету Ан-12 потребовалось всего чуть больше полугода. Машина удовлетворительно проявила себя при проверке на различные штатные и экстренные ситуации. К концу 1958 года самолет поступил на гос. испытания, где отрабатывалось выполнение разноплановых задач, в числе которых десантирование живой силы и грузов.

Ддд в армии расшифровка

экипаж

Детали, с антеннами над корпусом

Экипаж Ан-12 в военно-транспортном варианте состоит из шести человек. В вентилируемой кабине пилот / капитан сидит в переднем левом борту, а второй пилот — по правому борту . Радист / наблюдатель РЛС сидит за командиром полета и смотрит в сторону полета . Бортинженер сидит за вторым пилотом лицом в сторону. Он может повернуть кресло вперед, чтобы поддержать экипаж во время взлета и посадки. Штурман попадает в остекленное носовое пространство через соединительную дверь. Там у него есть поворотный столик и стол для карт сбоку. Передняя команда входит через открывающуюся вперед дверь с роликовыми фонарями под кабиной. Военные версии имеют кабину для заднего стрелка на корме.

Ан-12 способен подобрать до 100 десантников и развернуть их через кормовой аппарель в течение 20 секунд. К боковым стенкам всегда прикреплено 60 откидных сидений для 60 десантников . В якоря пола можно установить дополнительные сиденья на 90 человек. Экипаж и пассажиры входят либо через кормовые ворота, либо через входную дверь по левому борту.

Несколько окон аварийного выхода с иллюминаторами встроены по бокам кабины для безопасной эвакуации . Еще два люка аварийного выхода расположены в задней части фюзеляжа перед спинным плавником и люк аварийного выхода в верхней части фюзеляжа на уровне кабины экипажа.

Компактный пистолет-пулемёт ПП-93

Интересные факты или след в истории

ДШК существует уже на протяжении 81 года. И хотя сняли его с вооружения еще в 70-х годах прошлого века. Не забывают про ДШК и во всем остальном мире. Например, в Китае до сих пор собирают под маркировкой Type – 54. Выпускают ДШК и на Ближнем Востоке. Еще по лицензии, полученной от СССР, конвейер по созданию этого пулемета налажен в Иране и Пакистане.

Во время войны в Афганистане «сварка», так прозвали пулемёт те, кто с ним работал, из-за отсветов выстрелов напоминающих блеск электросварки – ДШКМ показал себя как великолепное оружие против вертолетов и низколетящих самолетов. Кроме того, неплохо работал и по легкобронированной технике, БТР и БМП.

Этот пулемёт достойно занял свое место и в массовой культуре. В Советское время вышло немало героических фильмов. Есть упоминание в художественных книгах и автобиографиях о пулемете ДШК. С развитием информационных технологий можно встретить в огромном количестве в компьютерных играх.

Пулемет ДШК можно назвать проектом нескольких оружейников. Сначала его спроектировал и дорабатывал Дегтярев, позже к этому непростому процессу присоединился Шпагин. Все это привело к созданию великолепного крупнокалиберного пулемета, принявшего участие почти во всех мировых конфликтах.

обязательство

В течение долгого времени Ан-12 был одним из наиболее широко используемых транспортных самолетов в советских ВВС . К концу производства в 1973 году было изготовлено около 1250 машин этого типа, из которых около 200 использовались в гражданских целях, например, Аэрофлотом , при этом многие машины использовались в военных целях в окраске Аэрофлота. Ан-12 зарекомендовал себя как крепкий и надежный самолет во многих задачах. Советский Союз использовал Ан-12 в качестве транспортера и для радиоэлектронной борьбы ( ELINT ) в Афганистане, при этом несколько самолетов было потеряно. Часто над Балтийским морем перехватывались морские патрульные и разведывательные самолеты.

Индия использовала Ан-12 в различных ролях в войне против Пакистана. При этом ФАБ-500 (500-килограммовые бомбы) упаковываются на поддоны и сбрасываются вручную через задние ворота.

Югославия использовала два гражданских Ан-12 в грузовых чартерных перевозках, при этом одна машина, YU-AID, разбилась в рамках программы ООН по оказанию помощи голодающим в Африке.

В 2017 году на вооружении ВС России находилось более сотни Ан-12.

Гражданское использование

Этот тип самолета был и будет эксплуатироваться гражданскими компаниями в 2021 году.

Из-за увеличения количества авиационных происшествий с участием этого типа самолетов Объединенные Арабские Эмираты запретили полеты Ан-12 в своем воздушном пространстве с марта 2010 года.

Приложение.

Ан-12. Из истории Иркутского авиазавода

Иркутский авиазавод стал пионером строительства специализированных военно-транспортных самолетов. В 1959 году был построен первый опытный экземпляр Ан-12 – самолета, ставшего важнейшей вехой на пути развития отечественной авиации.

16 декабря 1957 года в присутствии всех сотрудников Иркутского завода в 14 ч 37 мин экипаж в составе Героя Советского Союза Я.И. Берникова (командир, летчик-испытатель ЛИИ), Г.И. Лысенко (второй пилот, переведен в ОКБ из НИИ ГВФ), П.И. Уварова (штурман), И.М. Морозова (бортиженер), М.Г. Юрова (бортрадист), В.Г. Жилкина (бортстрелок) впервые поднял самолет “Т” (бортовой номер 7900101) в небо. Отрыв произошел немного раньше расчетной точки. После уборки закрылков и уменьшения мощности двигателей до номинальной начался набор высоты. Шасси не убирали. Внезапно экипаж ощутил вибрации носовой части фюзеляжа, и Берников принял решение прекратить полет. Пробыв в воздухе 9 минут, достигнув высоты 880 м и скорости 340 км/ч, Ан-12 приземлился.

Впоследствии выяснилось, что тряска вызывалась незакрытой створкой передней ноги шасси и не была опасной

Берников, назначенный командиром всего за пару дней до полета, не успел глубоко изучить машину и проявил разумную осторожность. Со второго полета ведущим летчиком заводских испытаний назначили Лысенко. После передачи первого Ан-12 на испытания на заводе была проведена широкая реконструкция и возведены новые крупные здания агрегатно-сборочных и других цехов

Расширение производственных площадей позволило приступить к серийному производству крупногабаритной авиационной техники. 

После передачи первого Ан-12 на испытания на заводе была проведена широкая реконструкция и возведены новые крупные здания агрегатно-сборочных и других цехов. Расширение производственных площадей позволило приступить к серийному производству крупногабаритной авиационной техники. 

Выпустив 155 самолетов Ан-12, Иркутский авиазавод передал их производство в Ташкент и Воронеж, а сам приступил к строительству большой серии самолетов семейства Як-28. 

Ан-12 был основным самолетом военно-транспортной авиации и ВДВ СССР, а также стран Варшавского договора. Его высокие летные качества позволяли осуществлять перевозку личного состава, грузов, боевую и инженерную технику и осуществлять их парашютное десантирование. 

Интересные факты

  • Ходят легенды, что разработка самолета Ан-12 была инициирована Никитой Сергеевичем Хрущевым во время визита в АКБ. Он спросил во время осмотра Ан-8, какие есть аналоги за рубежом. После того как узнал, что там есть аналогичные самолёты с четырьмя двигателями, предположил, что в СССР тоже должны делать самолеты с четырьмя двигателями. После чего Олег Константинович Антонов и задумал будущий Ан-12.
  • “Черный тюльпан” — неофициальное название самолета Ан-12, увозившего тела погибших советских военнослужащих (Груз 200) с территории Афганистана в ходе Афганской войны 1979—1989 годов. Именно ему посвящена песня Александра Розенбаума “Монолог пилота „Черного тюльпана“.

Особенности конструкции

  1. Самолет Ан-12 представляет свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла цельнометаллической конструкции. Предназначен для парашютного и посадочного десантирования личного состава войск, а также различных военных грузов, в том числе крупногабаритных народнохозяйственных грузов и перевозки раненых. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ десантно-транспортное оборудование включает кран-балку, грузоподъемность которой составляет 3000 кг, транспортер ТГ-12М, лебедку ГЛ-1500.
  2. Фюзеляж представляет полумонокок, он включает две гермокабины экипажа: кормовой и носовой. Кабина изготовлена с частичным бронированием, чтобы защитить экипаж. В кормовой части находится грузовой люк, имеющий три створки. Средняя часть фюзеляжа является не герметичной, в ней располагается грузовая кабина. Шасси трехопорное, оно убирается в фюзеляж. Экипаж получает обзор через остекление носка фюзеляжа. При наступлении внештатной ситуации и катастрофы экипаж может покинуть самолет через два аварийных люка: верхний, если совершается вынужденная посадка ан 12 на воду без шасси и нижний, чтобы покинуть самолёт в воздухе. Транспортно-десантный вариант имеет в кормовой части 2 пушки АМ-23. Грузоподъемность Ан-12 первоначально ограничивалась 14,2 т, чуть позднее она была увеличена до 17 т.
  3. Шасси включает три опоры: две основные и переднюю. База шасси составляет 9,58 м, а колея равняется 4,92 м. Передняя опора шасси убирается назад по полёту, основные опоры — к оси симметрии фюзеляжа. Опоры состоят из: сблокированных колес (передняя), четырёхколесной тележки (основная), телескопической амортизационной стойки, складывающегося подкоса, механизма управления створками, замков и цилиндра уборки-выпуска. В состав основной опоры шасси также входит подкосная ферма и стабилизирующий амортизатор. Все опоры оснащаются азотно-масляными амортизаторами. Передняя опора — управляемая, в нее также входит механизм поворота, рулевой цилиндр-демпфер со следящей системой. Колеса основных опор имеют размеры 1050×300 мм, они снабжены инерционными антиюзовыми датчиками и дисковыми тормозами.
  4. Конструкция крыла кессонного типа, двухлонжеронная. Технологически крыло поделено на пять частей: две средние (СЧК), центроплан, две консольные части. По размаху задней кромки крыла располагается двухсекционный элерон, который имеет внутреннюю весовую балансировку.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector