Сау су-152 «зверобой»: история создания, описание и характеристики

Содержание

Башня

Литая башня получила цилиндрическую форму, кормовую нишу и пистолетную амбразуру слева. Толщина её лба составила 76 мм, а угол наклона 60°, дополнительной защитой служила маска орудия толщиной 89 мм. Борта и корма башни получили одинаковую толщину 51 мм.

Поворот осуществлялся с помощью электрогидравлического или электрического привода в зависимости от модификации Шермана, также имелась возможность ручного привода, причём всего за 15 секунд производился поворот на 360°.

Внутри слева расположили место заряжающего, а с другой стороны находились наводчик и командир за ним.

На крыше башни ранних модификаций имелся один люк, позже появился второй для заряжающего, а на крышке командирского — турель зенитного пулемёта.

Часть боезапаса располагалась на полике башни, а ещё одна часть в задней части корзины.

Историческая справка

Основная статья

:История СУ-152 Самоходная установка СУ-152 (КВ-14) была разработана в декабре 1942 г. ‒ январе 1943 г. конструкторским бюро Челябинского Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина на основе проекта КБ УЗТМ, выполненного Г. Н. Рыбиным, К. Н. Ксюниным и др. в марте 1942 г. Ведущим конструктором машины был Л. С. Троянов. Опытный образец был изготовлен 24 января 1943 г. и имел заводское обозначение КВ-14 («Объект 236»). В начале февраля 1943 г. установка успешно прошла испытания на Чебаркульском полигоне и постановлением ГКО от 14 февраля 1943 г. была принята на вооружение РККА. В серийном производстве век СУ-152 оказался недолгим — в 1943 году на ЧКЗ полным ходом шла разработка нового тяжелого танка ИС, который хоть и являлся прямым наследником КВ, но «обратной совместимости» с ним по узлам и механизмам не имел. Поскольку СУ-152 очень хорошо себя зарекомендовала в боях, с самого начала конструкторских работ разрабатывался ее эквивалент на базе танка ИС. В конце октября 1943 года такая машина была построена, получила название ИСУ-152 и после успешных испытаний была запущена в серийное производство. В ноябре и декабре 1943 года СУ-152 выпускались совместно с ИСУ-152, а с января 1944 года последняя полностью заместила СУ-152 на сборочных линиях ЧКЗ. Таким образом декабрь 1943 года стал последней точкой в истории серийного производства танка КВ и машин на его базе. Полное число построенных СУ-152 неодинаково в различных источниках информации , чаще всего упоминаются цифры в 670 или 704 выпущенных самоходки.

Фотографии и рисунки

  • Экипажи СУ-152 на привале
  • Горячее лето 1943 года…
  • Немецкая СУ-152 увязшая в снегу
  • СУ-152, захваченная осенью 1943
  • СУ-152 первых производственных серий
  • Завязшая в грязи и подорванная СУ-152
  • Немецкие солдаты осматривают брошенную СУ-152
  • СУ-152, Зав.Ном.30351, выставлена в музее г.Джонув, Польша
  • СУ-152, Зав.Ном.30954, выставлена в музее г.Джонув, Польша
  • СУ-152, выставлена в музее НИИБТ в Кубинке

Литература

  • Широкорад А. Б. Самоходки // Техника и оружие. — М.: АО «АвиаКосм», 1996. — № 6.
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-433-703-0.
  • Карпенко А. В. ТанкоМастер и Военно-технический сборник «Бастион». Совместный выпуск. — Санкт-Петербург, 2002. — 44 с. — (1(9)).
  • Павлов М. В., Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.
  • Данные отечественных самоходных установок. // Техника и оружие. — М.: Техинформ, 1996. — № 9. — С. 80—81.
  • Вараксин Ю. Н., Бах И. В., Выгодский С. Ю. Бронетанковая техника СССР (1920—1974) / Под ред. Якубчика Г. В., Исакова П. П.. — Справочное издание. — ЦНИИ Информации, 1981. — С. 449. — 484 с.
  • Боеприпасы // 152-мм гаубица обр. 1943 г. Руководство службы / Под ред. Цыбышева В. А.. — Четвёртое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971. — С. 226—272. — 376 с.
  • Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. и 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1) ТС/ГАУ №155 / Под ред. Кузнецова В. В. — Третье издание. — М.: Военное издательство Народного комиссариата обороны СССР, 1944. — 96 с.
  • Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. ТС/ГРАУ №155 / Под ред. Соколовой Г. Ф.. — Шестое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968. — 116 с.
  • Широкорад А. Б. 152-мм гаубичные снаряды, состоявшие на вооружении в 1930—1960 гг. // Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. Тараса А. Е.. — Мн.: Харвест, 2000. — С. 661. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.
  • Федоров Л. А. Глава 8. Закат химической войны. Типы химических боеприпасов, которые имелись у Советской Армии к 1987 г. // Химическое вооружение — война с собственным народом (трагический российский опыт) в трёх томах. — М.: Лесная страна, 2009. — Т. 1. Долгий путь к химической войне. — С. 307—310. — 848 с. — ISBN 978-5-91505-013-5.
  • Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 18. Химические боеприпасы. Группа 13. Класс 1320. Боеприпасы и артиллерийские выстрелы калибром свыше 125-мм. 152-мм химический артиллерийский снаряд. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. Том 12. — С. 447. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
  • Лещинский Ю. М., Телегин Н. Н. и др. Справочник артиллерийских боеприпасов, подлежащих утилизации и уничтожению / Под общей редакцией Каллистова А. А. — «Nova». — ISBN 5-87265-001-9.

Круизный лайнер Queen Mary 2 (345 м.)

RMS Queen Mary 2 — океанский лайнер, флагман британской судоходной компании Cunard Line, в собственности Carnival Corporation & plc. Построен и введён в эксплуатацию 12 января 2004 года на верфях Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере во Франции и на момент спуска на воду являлся самым большим пассажирским судном в мире.

«Queen Mary 2» унаследовала имя океанского лайнера «Queen Mary», спущенного на воду в 1934 году. Тот, в свою очередь, был назван в честь английской королевы Марии Текской, супруги Георга V. На пути из Саутгемптона в Нью-Йорк в августе 1936 года первая «Мэри» установила рекорд скорости, преодолев Атлантический океан за 3 дня, 20 часов 42 минуты, и отобрала «Голубую ленту Атлантики» у французской «Нормандии». Рекорд «Queen Mary» был побит лишь в 1952 году.

Основные характеристики: Водоизмещение 148528 тонн, дедвейт 19189 тонн. Длина 345 метров, ширина 42 метр, осадка 10 метров. Скорость хода 29,6 узла. Силовая установка — четыре дизельных двигателя типа «Wartsila» 16V46CR и две газовых турбины, мощностью 157000 лошадиных сил. Экипаж и обслуживающий персонал составляет 1253 человека. Лайнер может принять 2620 пассажиров, которые будут размещены в 1310 каютах.

Планета Земля

Омоложение дерева

Хвойные деревья, находящиеся на участке больше 10 лет, имеют много сухих и голых веток. Такие ветки необходимо удалять, что стимулирует рост новых побегов. Цель омолаживающей обрезки – препятствие процессу роста концов побегов, так как это приводит к появлению длинных отростков, не покрытых хвоей.

Омолаживание производят следующим образом:

  • в середине сентября срезаются концы оголенных старых веток. Такое обрезание стимулирует спящие почки;
  • устраняются большие отростки, не наделенные точкой роста;
  • ранней весной делают обрезку нежизнеспособных ростков, расположенных в нижней части кроны;
  • ветки обрезают так, чтобы на оставшейся части осталась хвоя, что предохранит от высыхания.

Благодаря омолаживающим мероприятиям на хвойном дереве появится новая хвоя и молодые ростки. Обрезка для омолаживания делается через три года.

Примечания

О бронезащите

Для изготовления корпуса использовали катаные бронированные плиты, толщина которых составляла 2,3, 6, 9 и 7,5 см. Первые партии танков выпускались с литыми лобовыми частями. В последующих сериях использовалась более стойкая катаная броня – лобовые части в корпусах уже были сварными. В отличие от предыдущей модели (СУ-152), в новой самоходно-артиллерийской установке корпус получился выше, а броневая рубка больше. Причиной тому уменьшенные наклонные углы бортовых бронированных плит. Поскольку такое конструктивное решение существенно бы снизило защищенность экипажа, разработчикам пришлось это компенсировать, путем утолщения брони в данных местах.

Позитивное или негативное социальное явление

Чтобы здраво рассуждать на тему дедовщины, необходимо настроить себя на то, что вопрос этот достаточно многогранный, и при установлении одной истины возникает еще более споров. Первый парадокс заключается в том, что искоренить это проявление пытались на протяжении многих десятилетий, но большинство мужчин старшего поколения при упоминании про своеобразную иерархию в армии лишь задумчиво улыбнутся. Причем они нередко отмечают, что именно благодаря воспитанию со стороны «дедов» «дух» становится настоящим солдатом.

В чем заключается такое противоречие? Несомненно, в семьях, которые пострадали от последствий неуставных отношений, будут твердить о полном искоренении данного пережитка общества, а бывшие военнослужащие, чьи судьбы не постигла трагедия, считают, что каждый должен через подобные испытания пройти. Причина разногласий кроется в неоднозначном понимании дедовщины, как таковой.

С одной стороны, она представлена строгой школой, которую устраивают старослужащие молодому пополнению. Что в этом плохого? Конечно, форма воспитания своеобразна, однако в результате новобранец становится самостоятельным, учится обслуживать, прежде всего, себя самого, соблюдать субординацию, жить в коллективе, выполнять приказы, правильно маршировать.

С другой стороны, меры воспитания иногда переходят не только мыслимые границы, но и рамки законности. Появляются неуставные отношения, беспредел, который трактуется, как преступление против личности. Именно они выражены публичным унижением, избиением, прочими страшными деяниями. Таким образом, при всем негативе о дедовщине вспомнят с доброй иронией приличная доля запасников, но мы, все же, будем говорить о тяжелых последствиях данного явления.

О силовом агрегате

На танк установлен четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2 ИС, мощность которого составляет 520 лошадиных сил. Для его запуска предусмотрен сжатый воздух, который содержится в специальных резервуарах боевого отделения, инерционный стартер, имеющий ручной и электрический приводы. В качестве последнего используется вспомогательный электрический двигатель 0,88 кВт. Дизельный агрегат содержит топливный насос НК-1, для которого предусмотрен всережимный регулятор РНК-1 и корректор подачи горючего. Поступающий из резервуаров в двигатель воздух, очищается фильтром «Мультициклон». Чтобы в холодную пору года с запуском силового агрегата не возникало проблем, моторно-трансмиссионное отделение оборудовали подогревающими устройствами. Также ими подогревалось и боевое отделение. «Зверобой» с тремя топливными баками. Местом расположения двух стало боевое отделение, третьего – моторно-трансмиссионное. Кроме того, на самоходке есть еще четыре наружных дополнительных топливных бака, не подсоединенных к общей топливной системе.

Характеристики САУ «DITA»

Можно говорить с некоторой осторожностью о технических параметрах, поскольку информация ориентировочная. Тем не менее, заявлены такие характеристики:

  • расстояние максимальной дальность стрельбы до 39 километров, а с использованием специальных высокоточных снарядов до 50 километров;
  • боезапас, возимый в машине, составляет 40 снарядов;

стрельба ведется с максимальной скорострельностью 6 выстрелов в минуту, а боевая скорострельность на единицу меньше – 5 снарядов в минуту;

обсечение заряжания и наводки на цель выполняется в автоматическом режиме, чему способствует внедрение баллистических компьютеров со специальным программным обеспечением, современных навигационных систем.

Артиллерийский модуль установлен на колесном шасси грузовика TATRA с дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 400 лошадиных сил. Силовая установка агрегирована с автоматической КПП. Такое оснащение, с учетом специальных шин с глубоким и мощным протектором, позволяет говорить о высоких качествах по проходимости.

Обзор файлообменника

Более подробная информация о технике:

 Боевой танк СУ-152 значительно отличается от предшественника внешне и по стилю игры. На выбор игроку предоставляется два основных орудия, которые мы сейчас более подробно рассмотрим. Орудие 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. обладает самым высоким высоким разовым уроном за выстрел, но медленной скорострельностью, плохой точностью и долгим сведением. Такая пушка подходит для разных дистанций, но из-за далека шанс не попасти по противнику будет высокий. Бронебойные снаряды лучше не использовать, так как пробить проводника седьмого и выше уровнем будет довольно сложно. Основные снаряды — это фугасы, которые позволяют наносить существенные повреждения даже девятым уровням, не говоря уже о низких. Втрое орудие 122 мм Д-25С обр. 1944 г. обладает очень высоким показателем урона в минуту и хорошей точность, но недостаточной пробиваемостью и долгим сведением. Такое орудие можно использовать для дальних дистанций и поддержки. Бронирование корпуса пробивается даже орудиями шестого уровня, но крепкая маска орудия занимающая практически половину правой части позволяет выдерживать попадание даже от десятого уровня. Хорошие ходовые характеристики позволяют после выстрела уйти в укрытие на перезарядку. Правое расположение орудия может является преимуществом и недостатком.

 В итоге: Танк СУ-152 отличная ПТ которая приносит очень много развлечения, благодаря своему мощному стоковому орудию. Большинство игроков зарабатывает опыт на стоковом орудии и открывают все модули и следующий ветке танк.

Литература

История

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в 1945 году под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного конструктора отечественных тяжёлых танков и САУ того времени. В отличие от других опытных самоходок, ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, которые были всего лишь нестандартно перевооружёнными серийными машинами, ИСУ-152 обр. 1945 г. была совершенно новой конструкцией. Принятие на вооружение тяжёлого танка ИС-3 поставило перед конструкторами опытного завода № 100 задачу о создании соответствующей САУ на его базе. Поскольку ИС-3 являлся кардинально переработанным ИС-2 с точки зрения бронезащиты, САУ на его базе также проектировалась как аналог серийных ИСУ-152 на базе ИС-2 с улучшенным бронированием.

Усиление защиты было достигнуто как путём увеличения толщины бронирования, так и размещения его под более выгодными углами для противодействия бронебойному действию снарядов. Разработчики бронекорпуса успешно справились с поставленной задачей: лоб установки представлял собой сплошную катаную бронеплиту толщиной 120 мм, наклонённую под углом 50° к вертикали. Для сравнения, у серийной ИСУ-152 лобовые бронедетали имели толщину 90 мм и угол наклона 30° к вертикали. Бронирование маски пушки довели до 160 мм, а вместе с бронекожухом противооткатных устройств суммарная максимальная толщина бронировки орудия достигала 320 мм. За счёт перекомпоновки боевого отделения общая масса САУ возросла всего лишь на 1,3 тонны по сравнению с серийной ИСУ-152. Для тяжёлой САУ ИСУ-152 образца 1945 года имела рекордно низкую общую высоту машины — 2240 мм. Среди всех опытных и серийных советских САУ времён Великой Отечественной войны ИСУ-152 образца 1945 года была самой защищённой от огня противника. Её лобовому бронированию было по силам выдержать огонь даже мощнейшей германской противотанковой пушки Pak 43.

Конструкторское бюро Фёдора Фёдоровича Петрова для новой САУ разработало новую модификацию гаубицы-пушки МЛ-20СМ, идея создания которой выдвигалась ещё в 1943 году. Наиболее важным её отличием от серийных МЛ-20С было отсутствие дульного тормоза, который делал невозможным стрельбу из орудия при наличии десанта на броне самоходки.

Однако стремление получить максимальную защищённость при фиксированных габаритах и массе обернулось вполне ожидаемым недостатком — стеснённостью в боевом отделении самоходки. Отказ от дульного тормоза в конструкции орудия привёл к увеличению его длины отката до 900 мм, а выгодные углы наклона лобового бронирования потребовали перенести рабочее место механика-водителя в левую верхнюю часть боевого отделения. Проведённые полигонные испытания показали, что такое его расположение приводит к уменьшению просматриваемого пространства и повышенной утомляемости механика-водителя из-за больших амплитуд колебаний бронекорпуса при движении САУ по неровной поверхности. Как результат, ИСУ-152 образца 1945 года не принималась на вооружение РККА и серийно не производилась. Единственный выпущенный опытный образец этой самоходки в настоящее время экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Председатель Кабинета министров

Слон

Самая большая звезда, известная человеку, в 1700 раз больше Солнца!

Самолет Ан-2 «Кукурузник»: характеристики, фото, видео

Общая оценка САУ

Среди серийных советских самоходно-артиллерийских установок первого поколения СУ-152 занимает несколько обособленное место — как наиболее удачной многоцелевой машины, пригодной к выполнению всех стоящих перед ней задач. Другие САУ — СУ-76, СУ-122 и СУ-85 — только частично оправдали возложенные на них ожидания. Сильно затруднительным оказалось применять СУ-122 против танков вследствие низкой настильности огня её орудия; мощность огня СУ-76 и СУ-85 по небронированным целям была в ряде случаев недостаточной, кроме того, СУ-76 первых модификаций были оснащены неудачной силовой установкой, что вынудило кардинально переработать её впоследствии. Благодаря сочетанию подвижности и большой огневой мощи, СУ-152 применялись и в роли штурмового орудия, и в роли истребителя танков, и как самоходные гаубицы. Однако низкая скорострельность орудия вследствие раздельного заряжания и большой массы снарядов существенно снижали качества машины как истребителя танков, а небольшой угол возвышения вместе с закрытым боевым отделением не благоприятствовали использованию СУ-152 для стрельбы с закрытых позиций. К этим недостаткам, которые были обусловлены вооружением и компоновкой машины, СУ-152 имела ещё ряд своих собственных — отсутствие принудительной вентиляции боевого отделения (особенно проявляющемся при заглушённом двигателе, были даже случаи угорания экипажей при стрельбе) и оборонительного пулемёта, недостаточное для 1943 года лобовое бронирование, тесное боевое отделение. Практически все собственные недостатки СУ-152 удалось если не устранить, то как минимум сгладить в конструкции её преемницы ИСУ-152 при сохранении основного вооружения и компоновочной схемы машины, которые были признаны адекватными условиям не только Второй мировой войны, но и послевоенного времени.

Среди зарубежных машин СУ-152 не имела прямых и близких по времени создания аналогов в своей категории по массе. Вооружённые длинноствольными орудиями калибра 150—155 мм немецкая САУ «Хуммель» и американская GMC M12 были легкобронированными самоходными гаубицами с полуоткрытой или открытой установкой основного вооружения на базе средних танков. Вооружённая 88-мм пушками StuK 43 немецкие САУ на базе тяжёлых танков «Фердинанд» и «Ягдпантера» были специализированными истребителями танков (первый имел также одним из своих официальных обозначений «штурмовое орудие» и более чем в полтора раза превышал СУ-152 по массе). Бронепробиваемость их орудий и лобовая бронезащита существенно превосходили эти параметры у СУ-152. Самым же близким аналогом советской САУ был так называемый «штурмовой танк» Sturmpanzer IV «Brummbär» («Гризли»), построенный на базе среднего танка PzKpfW IV и вооружённый короткоствольной 150-мм гаубицей StuH 43, модификацией известного пехотного орудия sIG 33. При незначительно меньшей массе осколочно-фугасной гранаты Brummbär отличался гораздо более мощным лобовым бронированием (до 100 мм с некоторым наклоном) и также был очень эффективен против укреплений и небронированных целей. Как и СУ-152, немецкая САУ могла использоваться для стрельбы с закрытых позиций, причём вследствие большого угла возвышения орудия была возможной навесная стрельба, но из-за низкой начальной скорости снаряда Brummbär проигрывал СУ-152 в максимальной дальности своего огня. Также с успехом Brummbär мог применяться и против танков, поскольку помимо и без того разрушительной 150-мм осколочно-фугасной гранаты в его боекомплект входил ещё и кумулятивный снаряд, пробивавший 170—200 мм брони. Однако преимуществом СУ-152 в стрельбе по бронецелям перед немецкой САУ была высокая начальная скорость её снарядов — то есть бо́льшая настильность траектории и дальность прямого выстрела, меньшие трудности в прицеливании по движущейся мишени.

Историческая справка

Самоходная установка СУ-152 (КВ-14) была разработана в декабре 1942 г. ‒ январе 1943 г. конструкторским бюро Челябинского Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина на основе проекта КБ УЗТМ, выполненного Г. Н. Рыбиным, К. Н. Ксюниным и др. в марте 1942 г. Ведущим конструктором машины был Л. С. Троянов. Опытный образец был изготовлен 24 января 1943 г. и имел заводское обозначение КВ-14 («Объект 236»). В начале февраля 1943 г. установка успешно прошла испытания на Чебаркульском полигоне и постановлением ГКО от 14 февраля 1943 г. была принята на вооружение РККА. В серийном производстве век СУ-152 оказался недолгим — в 1943 году на ЧКЗ полным ходом шла разработка нового тяжелого танка ИС, который хоть и являлся прямым наследником КВ, но «обратной совместимости» с ним по узлам и механизмам не имел. Поскольку СУ-152 очень хорошо себя зарекомендовала в боях, с самого начала конструкторских работ разрабатывался ее эквивалент на базе танка ИС. В конце октября 1943 года такая машина была построена, получила название ИСУ-152 и после успешных испытаний была запущена в серийное производство. В ноябре и декабре 1943 года СУ-152 выпускались совместно с ИСУ-152, а с января 1944 года последняя полностью заместила СУ-152 на сборочных линиях ЧКЗ. Таким образом декабрь 1943 года стал последней точкой в истории серийного производства танка КВ и машин на его базе. Полное число построенных СУ-152 неодинаково в различных источниках информации , чаще всего упоминаются цифры в 670 или 704 выпущенных самоходки.

Варианты и модификации

Первые самоходки “Зверобои” ИСУ-152

Осколочно-фугасная граната ОФ-540 массой 43,56кг по выходе из ствола ИСУ-152 имела скорость 655 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносила поражение осколками на 40м по фронту и на 8м в глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при выходе из ствола с начальной скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500м лобовую броню всех танков Вермахта. При попадании в башню он срывал ее с погона. Вследствие своей очень большой массы в 48,8кг (для сравнения: 85-мм бронебойный снаряд имел массу 9,2кг) даже при непробивании сильнобронированной цели (например, штурмового орудия «Фердинанд») он гарантированно выводил ее из строя из-за поломок узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения экипажа за счет многочисленных внутренних отколов брони. Неплохие результаты давал обстрел вражеской техники фугасными и бетонобойными снарядами. При использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому назначению он пробивал железобетонную стену толщиной около 1м. Впрочем, на Курской дуге разрушать долговременные огневые точки противника новым САУ не пришлось, а вот по немецким танкам они постреляли немало, и вполне успешно. Так, майор Санковский на своей ИСУ-152 подбил 10 танков за один день. 8 июля 1943 года полк ИСУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Именно тогда солдаты стали называть тяжелые артсамоходы «Зверобоями».

Самоходная установка ИСУ-152 во дворе Челябинского Кировского завода. Весна 1944 года

Есть планеты-изгои, которые были сбиты с орбиты, просто остывая во Вселенной, и они могут сделать то же самое с другой планетой

Литература

  • Широкорад А. Б. Самоходки // Техника и оружие. — М.: АО «АвиаКосм», 1996. — № 6.
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-433-703-0.
  • Карпенко А. В. ТанкоМастер и Военно-технический сборник «Бастион». Совместный выпуск. — Санкт-Петербург, 2002. — 44 с. — (1(9)).
  • Павлов М. В., Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.
  • Данные отечественных самоходных установок. // Техника и оружие. — М.: Техинформ, 1996. — № 9. — С. 80—81.
  • Вараксин Ю. Н., Бах И. В., Выгодский С. Ю. Бронетанковая техника СССР (1920—1974) / Под ред. Якубчика Г. В., Исакова П. П.. — Справочное издание. — ЦНИИ Информации, 1981. — С. 449. — 484 с.
  • Боеприпасы // 152-мм гаубица обр. 1943 г. Руководство службы / Под ред. Цыбышева В. А.. — Четвёртое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971. — С. 226—272. — 376 с.
  • Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. и 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1) ТС/ГАУ №155 / Под ред. Кузнецова В. В. — Третье издание. — М.: Военное издательство Народного комиссариата обороны СССР, 1944. — 96 с.
  • Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. ТС/ГРАУ №155 / Под ред. Соколовой Г. Ф.. — Шестое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968. — 116 с.
  • Широкорад А. Б. 152-мм гаубичные снаряды, состоявшие на вооружении в 1930—1960 гг. // Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. Тараса А. Е.. — Мн.: Харвест, 2000. — С. 661. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.
  • Федоров Л. А. Глава 8. Закат химической войны. Типы химических боеприпасов, которые имелись у Советской Армии к 1987 г. // Химическое вооружение — война с собственным народом (трагический российский опыт) в трёх томах. — М.: Лесная страна, 2009. — Т. 1. Долгий путь к химической войне. — С. 307—310. — 848 с. — ISBN 978-5-91505-013-5.
  • Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 18. Химические боеприпасы. Группа 13. Класс 1320. Боеприпасы и артиллерийские выстрелы калибром свыше 125-мм. 152-мм химический артиллерийский снаряд. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. Том 12. — С. 447. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
  • Лещинский Ю. М., Телегин Н. Н. и др. Справочник артиллерийских боеприпасов, подлежащих утилизации и уничтожению / Под общей редакцией Каллистова А. А. — «Nova». — ISBN 5-87265-001-9.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector